Во времена СССР народ был не очень богат, но позволить себе мотоцикл мог практически каждый. Мотоциклы в СССР были не роскошью, а именно средством передвижения и предметом гордости молодых парней, ведь именно такой подарок ждал каждый мальчишка на своё совершеннолетие. Посмотрим, что предлагали нам производители того времени? Ретро мотоциклы СССР - фото Л-300 «Красный Октябрь» Первый мотоцикл в СССР. Выпускался 1930-1938 г.г. Первый послевоенный мотоцикл М-1А "Москва". На самом деле, это копия немецкого мотоцикла DKW RT125 Фото мотоциклов ГАИ СССР В милиции ценили мотоцикл М 67-36 М-62 Так же советская милиция любила Урал М-67 Сразу после развала СССР их массово отправили в утиль, но кое кто приметил это, и обрёл неиссякаемый источник запчастей. Кроссовые мотоциклы СССР - фото ИЖ-49 Это своего рода Харлей Девидсон советской молодёжи. Ява-368 (Jawa) Байкеры, рокеры, спортсмены... Все это начиналось с Явы. Минск Самый доступный, самый надёжный, и по мнению Ричарда Хаммонда это самый лучший байк для тех стран, где нет дорог. Мотоцикл Урал СССР - фото Сложная история у Урала. Молодёжь его не сильно ценила. Ведь помимо того, что его ставили на учёт в ГАИ, непременно нужно было встать на учёт в военкомат. Да и эксплуатировать без коляски его было нельзя. Так что, это мотоцикл работяга.
Jawa - не совсем советский мотоцикл. Если речь идет о всех мотоциклах, которые когда-либо продавались в СССР, то забыли о "оружейном" CZ: Почему оружейном? CZ - Ceska zbrojovka (чешская оружейка).
Но СССР была основным покупателем Явы. У моего папы был Восход 3, М-72 с коляской, и у брата как раз Ява. Потом брату купили Иж Планета Спорт. Так что, мы на мотоциклах с рождения. Правда Восход для меня был несколько тяжеловат. Но это были действительно рабочие лошадки. Мы часто ездили всей семьёй по грибы на мотоциклах. По лесам, по просёлкам и грязи мотоциклы гребли как надо.
Это не дает основания считать "Яву" советским мотоциклом. Различные модификации Jawa продавались по всему миру, а в Индии с 1960 года существовал завод Jawa. "Явы" даже состояли на вооружении... шведской армии:
Ну, как сказать. Все считали Яву родной, и вот забейте в поиск "мотоциклы СССР", и не найдёте ни одного топа без Явы. Те же чехи выпускали и Чезет, но они были не столь популярны, как Ява. Мотоцикл Ява засветился в культовых советских фильмах. Геша Козодоев в кинофильме Бриллиантовая рука, везёт Семён Семёныча рыбачить к Белой скале именно на Яве 360.
"Москва" и "Минск" - разные название одного и того же мотоцикла. Сначала технологическое оборудование мотоциклетного завода DKW завезли в Москву, но потом почему-то передумали и станки с оснасткой отправили в Минск. p.s. В народе "Минск" называли "Макакой".
Так по чертежам немцев в Минске выпускали мотоциклы всего 5 лет. Потом в перестроились и начали выпускать мотоциклы собственной разработки М1М. Минск и сейчас выпускает мотоциклы. Гляньте, какой красавчик. Это Минск R 250, разработан совместно с британской компанией Megelli. Правда цену не могу найти.
Изменили фару и поставили другой генератор. Не думаю, что это засчитывается как "собственная разработка". Вот М1М: Кстати, DKW RT125 Германа Вебера - уникальный мотоцикл. Разные его модификации выпускались одновременно в шести странах - СССР (Минск), ГДР (ИФА), ФРГ (DKW), Великобритания (БСА), США (Харлей-Давидсон), Япония (Ямаха).
Кстати, забыли о "педальных мотоциклах" - мопедах. Вот мопед КМЗ K1Б "Киевлянин" (в девичестве Wanderer-98) 1948 года: Аппарат оснащался двигателем мощностью 2,3 л.с. и развивал скорость 50 км/ч.