Адаптация дроссельной заслонки (Руководство, как обучить ДЗ)

Тема в разделе "Ремонт автомобиля", создана пользователем sportcar, 15 фев 2021.

  1. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.035
    Симпатии:
    807
    Пол:
    Мужской
    Адаптация дроссельной заслонки — что это значит, и зачем она нужна? Забегая вперёд скажу, данная процедура является ответственным мероприятием, однако далеко не каждый водитель знает, как разобраться с настройкой самостоятельно. А начинающие автомобилисты даже не подозревают о существовании данной операции. В этой теме я хочу расставить все точки над «i», объяснив всё как можно более подробно.

    Содержание:
    • Что такое адаптация дроссельной заслонки (ДЗ)?
    • Что даёт адаптация дроссельной заслонки?
    • Причины загрязнения ДЗ.
    • Чистка дроссельной заслонки.
    • Чем чистить дроссельную заслонку?
    • Как часто нужно чистить дроссельную заслонку?
    • Нужно ли обучать дроссельную заслонку после чистки?
    • Как адаптировать дроссельную заслонку?
    • Адаптация дроссельной заслонки на примере Лада Веста.
    • Адаптация дроссельной заслонки на VAG без компьютера.
    • Адаптация дроссельной заслонки на Шевроле Лачетти (1.6), своими руками и без компьютера.
    • Почему не адаптируется дроссельная заслонка?
    • Неисправности датчика дроссельной заслонки.

    Что такое адаптация дроссельной заслонки (ДЗ)?


    FAAAAgBZXeA-960.jpg

    Начнём с основ, которые будут интересны в первую очередь новичкам в автоделе. Что такое обучение дроссельной заслонки? По ходу эксплуатации любой современной машины на поверхности дросселя образуется значительный объём загрязнений. В этом процессе участвуют пыль, сажа, моторное масло. Всё это создаёт грязевой слой, делающий воздушный зазор между ДЗ и воздуховодом меньше предписанного производителем. Что такого важного в этом промежутке? Он обеспечивает адекватную работу движка — обороты на ХХ держатся стабильно.

    При сужении зазора ЭБУ будет приоткрывать ДЗ с помощью введения коэффициентов, учитывающих преобразование её сечения. Блок управления сможет поддерживать требуемый воздушный зазор до определённого момента, однако через некоторое время, ДЗ всё-таки придётся подвергать очистительным процедурам. После «освежения» обсуждаемого узла, обороты ДВС поднимутся в обязательном порядке, ведь сечение дросселя очищенного от слоя грязи, увеличится.

    Процесс возвращения ДЗ в изначальное положение (установленное ещё на заводе), называют её обучением или адаптацией.

    Что даёт адаптация дроссельной заслонки?


    341cde9s-960.jpg

    Адаптация электронной дроссельной заслонки осведомляет ЭБУ, в какой позиции пребывает педаль газа. Отталкиваясь от этого, блок управления может корректно манипулировать силовым агрегатом.

    Если мотор демонстрирует не устойчивую работу на ХХ, провалы, недостаток мощности на ХХ, свист при прогазовке и другие «шутки», то пришло время обучить дроссельную заслонку.

    Другие случаи, когда требуется настройка дроссельной заслонки:
    • после полного разряда аккумулятора;
    • после снятия или замены педали газа;
    • после замены или переподключения ЭБУ.

    Причины загрязнения ДЗ


    4c56b4203a1c7dfe51d8ac250bb231d1.jpg

    По ходу эксплуатации транспортного средства, зашлаковывание дросселя неминуемо, однако имеют место некоторые обстоятельства, которые могут в значительной степени ускорить образование зловредного налёта:

    ▪️Применение низкокачественных воздушных фильтров либо потеря герметичности на впуске. К примеру, в корпусе воздушного фильтрующего элемента может образоваться трещина, а на патрубке, подающем воздух возникнуть дефекты.

    ▪️Забитый топливный фильтр. Если вы осуществляете замену этого компонента топливной системы не своевременно, то появляется вероятность попадания кусков грязи в дроссельный узел.

    ▪️Применение низкокачественного горючего. Если в такой «смеси» присутствует осадок, то он неизбежно дойдёт до дроссельного узла, где с успехом преобразуется в нагар.

    ▪️Форсирует события и принудительная вентиляция картера. Имеют место такие модели авто, у которых газы из картера совместно с частичками масла направляются не во впускной коллектор, а в патрубок, по которому заходит воздушная масса. Некоторый объём смазывающего вещества задерживает маслоуловитель, ну а прорвавшееся, делает вам пакости.
     


    Последнее редактирование модератором: 15 фев 2021
  2. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.035
    Симпатии:
    807
    Пол:
    Мужской

    Чистка дроссельной заслонки


    4f9eb46s-960.jpg

    Это очень важный момент, без которого просто не обойтись. Но здесь, ситуация может усложниться неправильной чисткой дроссельного узла и грешат этим в основном водители с малым опытом эксплуатации автотранспорта. Если делать всё не по уму, то в лучшем случае, вы рискуете просто не достигнуть вожделенного результата, а в худшем, вообще, вывести дроссельную заслонку из рабочих кондиций. Далее мы поговорим о том, когда и как нужно чистить ДЗ, а также какие составы пускать в ход.

    Начнём с того, чего делать не нужно:

    ✔️ Чистить ДЗ при некоторых неисправностях, причина которых вам достоверно не известна.

    ✔️ Заниматься чисткой ДЗ без её снятия. Такой подход имеет низкую эффективность.

    ✔️ Пользоваться щётками, а не мягкими материалами.

    Подобный подход нередко влечёт за собой утрату работоспособности дроссельной заслонки. Почему так происходит? На внутреннюю стенку некоторых дроссельных узлов и на ДЗ, производитель наносит молибденовое покрытие, чтобы обеспечить наиболее беспрепятственное прохождение воздушной массы. Несведущие автовладельцы частенько путают данный слой с налётом и естественно, торопятся его удалить. В итоге ДЗ начинает грешить либо «закусыванием», либо пропусканием лишнего воздуха — будут повышаться обороты.

    ✔️ Не обучать ДЗ после очистительных процедур, а как именно провести адаптацию дроссельной заслонки, мы будем обсуждать далее.

    Чем чистить дроссельную заслонку?


    2b76431s-960.jpg

    Народные умельцы приловчились чистить дроссельную заслонку ацетоном, растворителями, WD-40 и т. п. Правильно ли они делают? Использовать их можно, но тут повышается риск нанести вред чему-нибудь внутри ДВС. Совет: не нужно «колхозить» — сейчас в автомагазинах продаётся множество специальных средств для чистки дроссельной заслонки и стоят они символических денег. Тот же карбклинер сослужит вам добрую службу.

    Как часто нужно чистить дроссельную заслонку?


    Некоторые автолюбители считают, что проверять заслонку нужно при каждом обслуживании мотора. Допустим, когда масло будете менять. Специалисты же, утверждают, что проводить клининговые процедуры можно и после пробега в 100 тыс. км. Однако есть такие модели машин, например, пользующийся в народе популярностью Ford Focus, на котором чистка может понадобиться через 30 000 км. Как видите, однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

    Но в любом случае, если вашему взору предстала вот такая картина, то ДЗ нужно промывать в обязательном порядке:

    b8ef1c6s-960.jpg

    А после правильно выполненной чистки, деталь должна стать такой:

    9aef1c6s-960.jpg

    Нужно ли обучать дроссельную заслонку после чистки?


    Да, нужно! Грязевой слой изменяет промежуток между ДЗ и корпусом, а после очистки элементов от загрязнений, позиция заслонки изменится. Однако ЭБУ пребывает в неведении и продолжает подавать горючую смесь в цилиндры с учётом прежних показателей (которые были перед чисткой). Восстановление работоспособности ДВС — вот зачем нужна адаптация дроссельной заслонки после чистки. Чистка и обучение дроссельной заслонки просто неизбежны, а далее читаем, как обучить дроссель.

    Как адаптировать дроссельную заслонку?


    Как адаптировать дроссельную заслонку без компьютера? Рассмотрим простейший способ калибровки дроссельной заслонки.

    Всё, что нам нужно сделать — это сбросить минусовую клемму аккумулятора. Перед данным манёвром хорошенько прогрейте движок до рабочего температурного режима. Лучше всего будет немного поездить. Затем останавливаем силовой агрегат и откидываем массу от АКБ. Выжидаем: в зависимости от марки авто, это время может составить 10-30 сек. либо 15-20 мин.

    По прошествии этого времени, все параметры блока управления должны сброситься на заводские установки. Ставим клемму на место и запускаем движок — обороты придут в норму.
     

    Последнее редактирование модератором: 15 фев 2021
  3. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.035
    Симпатии:
    807
    Пол:
    Мужской

    Адаптация дроссельной заслонки на примере Лада Веста


    s1200.jpg

    Приведённый ниже порядок адаптации дроссельной заслонки Веста 1.6, взят из технологических инструкций машин LADA.

    Адаптация дроссельной заслонки Лада Веста нужна после замены контроллера ЭБУ либо сброса данных посредством диагностического оборудования. А также это требуется после замены дроссельного узла.

    Процесс адаптации нуля ДЗ:

    1. Включаем зажигание на стоящей машине, движок запускать не требуется.

    2. Выжидаем полминуты.

    3. Выключаем зажигание.

    4. Дожидаемся отключения главного реле.

    Процедура адаптации прервётся в таких случаях:
    • мотор прокручивается;
    • машина находится в движении;
    • выжата педаль газа;
    • температура мотора ниже 5 градусов либо выше 100 градусов;
    • температура за бортом ниже пяти градусов.
    Отслеживать это при обучении дроссельной заслонки нужно в обязательном порядке, иначе ничего у вас не получится и вы будете думать, что приведённая методика неверна.

    Адаптация дроссельной заслонки на VAG без компьютера


    fdf.png

    Далее, рассмотрим адаптацию дроссельной заслонки своими руками, на примере модели от известного немецкого производителя.

    Адаптация дроссельной заслонки без компьютера на автомобиле VW будет протекать по следующему алгоритму:

    1. Прогреваем силовой агрегат до приблизительно 70-99 градусов. Перед этим проверяем, чтобы напряжение батареи при неработающем моторе было не менее 12,9 V.

    2. Прогретый движок глушим и выжидаем 5-10 сек.

    3. При нетронутой педали газа, задействуем зажигание и ждём 3 сек.

    4. По прошествии этого промежутка времени, следует 5 раз выжать акселератор и бросить его. Работать нужно активно, ведь на данную операцию отводится всего пять секунд.

    5. После пятого нажатия выдерживаем паузу.

    6. Спустя семь секунд, опять жмите на педаль до предела и удерживайте её в этой позиции, пока через примерно десять сек. не начнёт мигать «Check Engine», далее он должен гореть непрерывно ещё приблизительно двадцать секунд.

    7. Когда он будет светиться безостановочно, отсчитайте три секунды и бросьте газ.

    8. Пускаем ДВС и ждём ~ 20 сек. Затем нужно легонько дать газку, 2000-3500 об/мин будет достаточно.

    9. Если на холостых об. тахометр демонстрирует 700 об/мин (+-50), то можете обмывать — адаптация дроссельной заслонки прошла успешно.

    ❗Важно

    Строго придерживайтесь указанного времени на каждом этапе процедуры, только при таком подходе обучение ЭБУ пройдёт беспрепятственно. Однако перед тем как приступать к обсуждаемому техническому манёвру, изучите особенности настройки дроссельной заслонки и удостоверьтесь в наличии возможности осуществить операцию вручную. Вы попросту можете оказаться тем «счастливчиком», которому адаптацию дросселя могут произвести только высококвалифицированные работники автосервиса.
     

    Последнее редактирование модератором: 15 фев 2021
  4. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.035
    Симпатии:
    807
    Пол:
    Мужской

    Адаптация дроссельной заслонки на Шевроле Лачетти (1.6), своими руками и без компьютера


    83b2fccs-960.jpg

    От автомобиля немецкого переходим к автомобилю американскому. Итак, адаптация дроссельной заслонки Шевроле Лачетти 1.6 без компа, заключается в следующих действиях:

    1. Прогреваем силовой агрегат до температуры 85 градусов и устанавливаем Шевроле на горизонтальную поверхность. Тормоз и ручник пока не трогаем. Во время 7-10 пунктов, печка должна быть включённой.

    2. Задействуем зажигание на пять сек.

    3. Выключаем зажигание на десять сек. (пока не исчезнет писк).

    4. Опять включаем зажигание на пять секунд.

    5. Выставляем нейтраль — если у вас механическая коробка передач, либо позицию «Park» — если автоматическая.

    6. Если на борту имеется кондиционер, задействуем его на десять секунд.

    7. Выключаем кондиционер на то же время.

    8. Для автоматической трансмиссии, используйте ручник. Надавите на педаль тормоза и переведите селектор «автомата» в позицию «D».

    9. Опять включаем кондиционер на десять секунд и сразу же выключаем его на такой же промежуток времени.

    10. Выключаем зажигание, но ключ выкручиваем не полностью, а оставляем в средней позиции, как на приведённом ниже изображении.

    a89a119s-960.jpg

    11. Дотрагиваемся ногой к акселератору сбоку — так вы ощутите колебания и удостоверитесь в запуске сброса адаптации дроссельной заслонки.

    Почему не адаптируется дроссельная заслонка?


    апапа.png

    Как поступить, если ДЗ не адаптируется? Дать ответ на этот вопрос сложно, причины могут быть разными — каждый случай индивидуален. Вероятно, вы не выполнили все предписания или выполнили их с оплошностями. Повторите попытку и возможно, вас ждёт успех. Ну а если не судьба, обратитесь к специалистам, так как танцы с бубном, вам вряд ли помогут.

    Неисправности датчика дроссельной заслонки


    7701044743.jpg

    Датчик положения ДЗ может сбить вас с толку. Это устройство фиксирует позицию ДЗ на её посадочном месте и передаёт соответствующие данные электронному блоку управления. Тот, в свою очередь, выбирает определённый рабочий режим, объём подаваемого воздуха, горючего и вдобавок он занимается корректировкой момента зажигания.

    Вся проблема в том, что когда данный элемент неисправен, он предоставляет ЭБУ неверную информацию либо не передаёт её вообще. БУ на основании некорректных сигналов выбирает неадекватный режим функционирования мотора или переводит его на работу в аварийном режиме. Если ДПДЗ забарахлил, то обычно, на приборке даёт о себе знать портящий настроение всем автолюбителям «Check Engine». Естественно, с этим недоразумением придётся разбираться.

    Заключение


    Кратко суть:

    1. По ходу эксплуатации транспортного средства дроссельная заслонка будет неизбежно загрязняться по тем или иным причинам. Деталь «приукрашенная» грязевыми отложениями негативным образом сказывается на поведении авто: машина плохо тянет снизов, на ХХ плавают обороты, модификации с АКПП иногда дёргаются при разгоне.

    2. После промывки позиция дроссельной заслонки меняется, а ведь ЭБУ уже подстроился под грязный элемент, поэтому отдаёт соответствующие, но уже не верные (ставшие таковыми после промывки), команды всем системам.

    3. Чтобы блок управления начал адекватно воспринимать новое положение ДЗ и выполнять свои функции как следует, его нужно обучить. Кстати, обучается на самом деле ЭБУ, а не дроссельная заслонка (в ней собственно обучать нечего), но простонародью больше понравился вариант «обучить дроссельную заслонку».

    4. Процедуру адаптации можно выполнять как с помощью специального оборудования, так и без него. Естественно, на разных моделях автомобилей, применяется свой алгоритм настройки, который, к слову, если ему строго не следовать, может не сработать. К сожалению, обучение может не состояться и по некоторым другим причинам, разбираться с которыми, лучше доверить работникам СТО.

    Как обучить дроссельную заслонку самостоятельно, я подробно объяснил в теме, так что, по идее, у вас должно всё получиться. Ну а если не судьба — посетите техсервис.
     

    Последнее редактирование модератором: 15 фев 2021

Поделись страничкой!