Руки в масле, шея в мыле – я работаю на ЗИЛе. Впервые имя ЗИЛ 130 прозвучало в 1956 году, именно тогда появился первый опытный образец этого популярного грузового автомобиля. Претендующий на звание «самый популярный грузовой автомобиль в СССР» ЗИЛ-130 требовал особого подхода к качеству и выносливости, поэтому при разработке и доводке перед постановкой на конвейер новая модель ЗИЛ прошла ряд серьезных испытаний в суровых климатических условиях разных уголков страны. И уже 1 октября 1964 года первые экземпляры ЗИЛ-130 сошли с конвейера завода. Для того времени в конструкции грузовика применялся целый ряд современных решений прежде не используемых не только в автомобилях СССР, но и у зарубежных аналогов. Одним из таких передовых решений был двигатель, первоначально планировалось установить силовой агрегат V6, но из-за нехватки мощности от этой идеи пришлось отказаться в пользу мотора V8 объемом 5969 см.куб мощность 150 л.с. и с крутящим моментом 402 Нм. Верхнее расположение клапанов, современный карбюратор К-88, жидкостной охлаждение – все это делало двигатель непревзойденным трудягой с неплохой надежностью. Конечно, двигатель прилично «кушает» топливо, так что установка газового оборудования выглядит как само собой разумеющееся. Еще одним необычным решением была установка полностью синхронизированной механической 5-ступенчатой коробки передач, таким не мог похвастаться ни один грузовик в СССР, да и за рубежом в те времена такое решение встречалось не часто. Синхронизаторы здорово облегчали жизнь водителю делая переключения передач не только четкими но и более менее легкими. Это сейчас наличие гидроусилителя руля воспринимается как само собой разумеющееся, но тогда такое решение считалось передовым, нельзя сказать, что с усилителем руль ЗИЛа становился невесомым, но что бы было, если бы его не было вовсе, сложно себе представить. А были решения, которые по достоинству оценили не только у нас, но и за рубежом. Так на Лейпцигской ярмарке ЗИЛ-130 получил золотую медаль и диплом в первую очередь за внешний облик грузового автомобиля. Такие формы и решения в то время только входили в моду. Ну а еще кабина была не только красивой, но и функциональной – три места, регулируемое кресло водителя, удобное расположение рулевого колеса и педального узла, позволяло находиться за рулем без устали по несколько часов, не зря все же на Дмитровском полигоне первые образцы намотали ни одну тысячу километров. Конечно, особой роскоши от салона ждать не приходится, но с функциональной точки зрения все на своих местах. А еще в крыше есть два люка, которые заменяли кондиционер в жаркую погоду. Подвеска всех колес зависимая, с классическим решением для грузовиков тех лет – спереди одинарные рессоры, а сзади основные и дополнительные рессоры в качестве упругого элемента и простой неразрезной мост. Именно надежность ходовой части и ее неприхотливость отмечали все водители, которым доводилось ездить на «Зилке». Выпуск ЗИЛ-130 продолжался с 1962 по 1994 год в свои лучшие времена объем производства достигал 200 тысяч экземпляров в год. За это время насчитывалось более двух десятков различных модификаций, среди которых были бортовые модели, тягачи и шасси для установки строительной техники. Также за эти годы ЗИЛ претерпел ряд модификаций и изменений общим количеством около 4 десятков, изменений претерпела как внешность (менялись фары головного света, задние фонари), так и техническая оснастка (был модифицирован карбюратор, изменены шестерни КПП, система охлаждения получила «байпас», главная передача стала короче в угоду лучшим динамическим показателям). Особняком стоят пожарные и аварийные машины на базе ЗИЛ 130, которые можно до сих пор увидеть в строю. Вначале 90-х экономические и политические катаклизмы в нашей стране, а также устаревшая конструкция ходовой и двигателя ЗИЛ 130, поставили крест на дальнейшем выпуске этих некогда популярных среднетоннажных автомобилей, дав толчок к развитию небольших грузовиков и фургонов. За все время выпуска ЗИЛ 130 стал одним из самых массовых грузовых автомобилей в мире, за весь срок производства было выпущено около 3 млн 400 тысяч экземпляров.
О да. У нас такие пожарные машины есть. Но похоже, на них всё то же оборудование стоит. Когда соседей тушили, то воды сквозь дыры рукава на землю выливалось больше, чем на сам пожар. А жаль. Машины таки классные были, мощные. А какие сейчас выпускают грузовики и где их используют? Я как то упустила этот момент. Колхозов то нет, а они в основном в сельском хозяйстве использовались и в армии.
Mariya, ну бензиновый двигатель и аскетичный салон - главные причины того что "стотридцатый" не выдержал конкуренции, и перестал пользоваться спросом. Сейчас его место занял ЗИЛ Бычок и ЗИЛ-494560/ЗИЛ-497442. А еще новая модель появилась МАВР называется)
Вполне естественно, что ЗиЛ-130 являлся не оригинальной разработкой, а более-менее удачной копией американского Dodge СЗ-ТА8: Интересно, что первоначально автомобиль планировали оснастить 5,2 литровым V-образным 6-цилиндровым двигателем (как у "родителя"). Но до ума довести этот мотор так и не смогли.
Оказывается, ЗИЛ-130 тоже тюнингуют. Недавно один из таких "Зилков", вернее, самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 на базе ЗИЛ-130 был выставлен на продажу за 7000 долларов: Эксклюзивный автомобиль оснащен хромированным "кенгурятником" и покрашен в модный металлик. В кабине грузовика заметны "мерседесовские" вкрапления:
Еще один образчик креативного тюнинга ЗИЛ-130, вернее, трехосного ЗИЛ-133ГЯ с движком от КАМАЗа: Грузовик в стиле стимпанка, который назвали Mad Max, используется в качестве машины сопровождения байкеров.
Эту машину можно было увидить везде, и на поле собирающий урожай, на стройке приозящий строительный материал перспективы были большие но потом, со временем она была не заслужина забыта.