Практически на всех современных автомобилях устанавливается система курсовой устойчивости ESC или её аналог, что это такое, и как она работает? На самом деле, продвинутому автолюбителю, трудно представить транспортное средство с нормальным значением мощности, которое стоит дороже 20 тыс. долларов, без этого электронного помощника. Ну а все подробности с этим связанные мы разберём далее в теме. Что такое система курсовой устойчивости (ESC, ESP, VSC, DSC) Что такое ESC в автомобиле? Если говорить упрощённо, то данное средство предназначается для корректировки заноса путём подтормаживания одного либо нескольких колёс. Свои прямые обязанности ESC начинает исполнять в критических ситуациях, когда потеря контроля над автомобилем возможна или уже состоялась. Хотя система динамической стабилизации ESP заняла своё почётное место в конструкции автомобиля довольно давно и разработчики постоянно занимаются её модернизацией, она не сразу стала принадлежностью всех машин. Первым делом автопроизводители стали устанавливать её на спортивные модификации, что в принципе понятно, роскошные седаны — и тут также она оказалась весьма кстати, а также внедорожный транспорт. Доставалась она и самым мощным и нафаршированным моделям независимо от классификации. Однако с течением времени, система стала внедряться и в модификации подешевле. Высокие технологии, что называется пошли в массы и систему стабилизации курсовой устойчивости ESP стали использовать на всех легковых машинах в Америке, Канаде, странах ЕС, в обязательном порядке. Старт данному мероприятию был дан в 2011 году. Это правило касается всех автопроизводителей без исключения. Система ESC (Electronic Stability Control) может маркироваться по-разному — всё зависит от конкретного автобренда. Система курсовой устойчивости VSC, является принадлежностью моделей Тойота, DSC – БМВ, Ягуар, Ровер/Рейндж Ровер, а аббревиатурой ESP (Electronic Stability Programme), система обозначена на большинстве авто США и Европы. Последнее обозначение является самым распространённым. Нужна ли система курсовой устойчивости в автомобиле Нужна ли ESC? Конечно, необходимость назрела уже давно, иначе зачем бы её тогда разрабатывали? В первую очередь она придётся весьма кстати неопытным водителям и особенно тем, кто несмотря на скромный стаж управления автомобилем не прочь нескромно вести себя на дороге. Опытным автолюбителям она также не помешает! Нужно также отметить тот факт, что теперешние системы стабилизации отличаются от своих предшественников более эффективным функционированием. Если раньше ESC иногда чуть терялась во время работы, то сейчас у водителя сидящего за рулём машины, оборудованной ESC может создастся впечатление, что у него мастерство бывалого пилота Формулы 1. «Лосиный» тест Mercedes А-класса Хотя ESC была разработана ещё в 1995-ом, показала она себя в действии только спустя пару лет, именно тогда, когда презентовали первый компактный Мерседес А-класса. Как оказалось, инженерами при его разработке были допущены критичные ошибки, из-за которых новинка обладала склонностью к опрокидыванию даже на несерьёзной скорости как раз при прохождении того самого, известного практически любому продвинутому любителю машин, «лосиного» теста. Разразился масштабный скандал: продажи модели были приостановлены, а те экземпляры, которые уже попали в пользование покупателей, были отозваны. К чести немецких конструкторов, они решили все проблемы и самую значимую роль в этом процессе сыграла именно ESC настроенная соответствующим образом. Данный случай обусловил повсеместное внедрение ESC на европейских транспортных средствах. Как работает система курсовой устойчивости Как работает ESC, мы разберём на примере ESP, производимой с 1995-го года. У электронной системы стабилизации курсовой устойчивости главной задачей является своевременная фиксация начала наступления опасной ситуации. Походу движения, средство активной безопасности постоянно сопоставляет параметры езды и манипуляции сидящего за рулём человека. После того, как датчик стабилизации курсовой устойчивости определяет, что действия управляющего начинают отличаться от реальных значений движения, ESC мгновенно вступает в игру. За пример можно взять резкий рывок руля на значительный угол. ESP может стабилизировать транспортное средство такими способами: подтормаживанием конкретных колёс; манипуляциями над тягой силового агрегата; если авто оборудовано устройством активного рулевого управления, манипуляциям подвергается угол поворота фронтальных колёс; если авто оснащено адаптивной подвеской, манипуляциям подвергается демпфирование. При нехватке поворачиваемости происходит подтормаживание внутреннего заднего колеса, а кроме того, преобразуется тяга ДВС. При обнаружении чрезмерной поворачиваемости ESP будет подтормаживать фронтальное колесо и корректировать тягу. ESP не позволяет авто выйти за границы желаемой траектории. Подтормаживание колёс осуществляется посредством АБС, на основе которой ESP собственно и разработана. Тягу ДВС, ESP подвергает изменениям такими способами: отменяется переключение скорости в АКПП; подвергается манипуляциям угол опережения зажигания; подвергается манипуляциям угол позиции дроссельной заслонки; сдерживается впрыск горючего; на авто оборудованных полноприводной системой осуществляется перераспределение тяги по осям. После изучения принципа работы курсовой устойчивости в автомобиле, перейдём к изучению её устройства.
Устройство и основные составляющие ESP ESP реализует свои действия посредством более примитивных систем: ABS, TCS, EDS и EBD. В состав структуры входит блок ЕСП, он же ЭБУ, исполнительный механизм в виде гидроблока, и комплект датчиков. На последних весит функция отслеживания параметров движения машины и передача их в БУ. Кроме того, эти высокотехнологичные устройства отслеживают и действия автолюбителя. Можно ли отключать ESC Как это ни странно, но ESC может даже мешать водителю. В принципе, её можно деактивировать посредством специальной клавиши, расположенной на панели приборов. Специалисты рекомендуют прибегнуть к нейтрализации системы при таких обстоятельствах: при тестировании машины на испытательном стенде; во время раскачивания авто, увязшего в снежном либо грязевом месиве; когда применяются цепи противоскольжения; при езде по песку, траве и т. п.; когда на авто установлены колёса, отличающиеся между собой по диаметру. Достоинства ESC: помогает водителю удерживать транспортное средство в пределах нужной траектории; удаляет влагу с дисков тормозов; повышает эффективность тормозов во время перегрева; является ГУ тормозов; стабилизирует автопоезд; предупреждает опрокидывание; предупреждает столкновение. Минусы ESC: в некоторых случаях возникает необходимость деактивации системы; неэффективно функционирует на повышенных скоростных режимах и при небольшом радиусе поворота. Преимущества ESC обеспечивают такие её программные расширения: 1. ROP — так именуется система, предотвращающая опрокидывание машины. При возникновении угрозы она придаёт авто устойчивости. Сам процесс осуществляется посредством снижения поперечного ускорения из-за подтормаживания фронтальных колёс, а также из-за уменьшения тяги ДВС. Походу всего этого действа, в тормозной системе через активный тормозной усилитель будет образовываться дополнительное давление. 2. Braking Guard — эта технология была разработана инженерами для избежания столкновения, а реализоваться она может только в сочетании с адаптивным круиз-контролем. Оповещение об опасности возникновения аварийной ситуации происходит посредством визуальных и звуковых сигналов. Во время возникновения критической обстановки параллельно осуществляется нагнетание в тормозах. По этой причине нагнетатель обратной подачи будет отключаться в автоматическом режиме. 3. Fading Brake Support — повышает эффективность функционирования тормозной системы во время перегрева. Таким образом, предотвращается неполноценное сцепление колодок с поверхностью тормозного диска. Недостаточное сцепление возникает из-за перегрева рабочих элементов системы, а нейтрализуется это путём дополнительного нагнетания давления в тормозах. 4. Система, стабилизирующая автопоезд — реализуется на транспортном средстве, в распоряжении которого тягово-сцепное устройство. В обязанности этого средства входит предотвращение «виляния» прицепного устройства походу движения. Для достижения подобного эффекта система притормаживает колёса и понижает тягу ДВС. 5. Система нейтрализации влаги на тормозных дисках. Устройство задействуется, когда стрелка спидометра проходит отметку 50 км/ч, и при активированных стеклоочистителях. Суть в том, чтобы кратковременно повышать давление на фронтальной оси. Так, колодки будут прижиматься к дискам и влага при этом испаряется. Заключение Без сомнений, ESC является превосходным подспорьем для неопытных автовладельцев, но и бывалым «асам» она как минимум не помешает. Но в то же время никогда не нужно забывать о том, что возможности электроники также имеют свои пределы. Во многих случаях ESC реально предотвращает аварийные ситуации, однако, водителю любой квалификации не стоит ни в коем случае полагаться только на неё и притуплять свою бдительность.