Плавное включение ближнего света фар своими руками? А какая в нём необходимость? Зачем его вообще устанавливают и какие преимущества оно даёт, разберёмся далее. Плавное включение и выключение ближнего света фар Чтобы понять нужно ли вам устанавливать подобную систему вообще, стоит узнать что она в последствии будет давать своему обладателю. А плюсы у неё такие: 1. Чисто эстетическая сторона дела. 2. Продление срока службы ламп галогенных. На втором пункте следует остановиться поподробней. Дело в том, что когда лампа включается после долгого простоя, проще говоря она холодная, сопротивление её нити накаливания в 12-13 раз меньше рабочего, а электрический ток получается во столько же раз больше. Что из этого следует, учитывая что в подавляющем числе случаев лампы горят при включении? А то, что хорошо бы было повышать сопротивление току плавно: разогрев, а затем полная нагрузка. Такая методика на самом деле новизной не является и уже давненько используется в бытовых светильниках. Почему бы не применить её и на автомобилях? Замедленное включение/выключение можно на самом деле использовать где угодно, но главным образом это применимо для «противотуманок» и фар ближнего света. Схема плавного включения ближнего света фар Не будем мудрствовать лукаво и рассмотрим самую простую схему. В этом случае в разрыв цепи питания ставятся резистор и реле. Обмотка реле плавного включения ближнего света фар запитывается параллельно лампе. Как это функционирует? После задействования фар, они активируются тускло, примерно как габариты, и приблизительно через 0,5 сек они заработают в полную силу. Подобная методика включения и выключения в значительной степени продлит жизнь лампам. Особенно это касается «перекалок». Какие детали потребуются? 1. Реле для каждой лампы. Можно использовать любые 12-вольтовые на ток свыше 5А. 2. Резистор (0,1-0,5 Ом). Эта деталь подбирается в индивидуальном порядке, специально под реле. Оно должно будет срабатывать при предельно высоком показателе сопротивления. Резистор нужен мощный, керамический, приблизительно 5 Ватт. Где размещать? Пару реле можно примостить где только заблагорассудится. К примеру внутри блока предохранителей или возле фар. Плавное включение ближнего света фар ШИМ Ниже приведена рабочая схема и список компонентов из которых она состоит: В качестве микроконтроллера плавного включения ближнего света фар — Attiny 13A. Алгоритм работы системы с приведённой схемой В том случае если зажигание было деактивировано, при первом включении фар будет происходить медленный разогрев: 1. В течении трёх секунд плавно нарастает коэффициент заполнения ШИМ. Доходит до уровня 30-ти %. 2. Две секунды процесс стоит на месте, лампы в это время плавно набирают температуру. 3. Далее, три секунды возрастает до значения 80% и уровень освещения уже становится приемлемым. 4. Концовочка — за четыре секунды достигается 100%-ый уровень освещения. При выключении фар, коэффициент заполнения ШИМ сразу же падает до отметки 50%, это даёт конденсатору возможность зарядиться. Это значение держится 0,5 сек, а затем за такой же промежуток времени плавно падает до нулевой отметки. В условии что зажигание было постоянно включено, при повторном включении фар будет происходить быстрый разогрев. 0,5 сек и уровень уже равен 80%, ещё секунда и в вашем распоряжении на 100% задействованные фары. Что будет если в момент быстрого нагрева фары были деактивированы? Если уровень более 50% или равен этому значению, то происходит переход к стадии удержания. Если уровень находится под отметкой 50%, то переход на удерживающую фазу будет в месте спадающей части, соответствующей уровню на данный момент. Проще говоря, будет иметь место плавное затухание света без полусекундной задержки. В том случае, если во время удерживающей фазы фары были снова задействованы, будет происходить переход к стадии быстрого разогрева, на участок графика, с соответствующим текущему коэффициенту уровню заполнения ШИМ. Алгоритм действий программы микроконтроллера Микроконтроллер реализует конечный автомат, пребывающий в одном из приведённых ниже состояний: 1. Удержание и гашение света после деактивации фар. 2. Лампочка задействована на 100%. 3. Ускоренный разогрев. 4. Фары уже работали, ожидание их повторного включения. 5. Плавный разогрев. 6. Зажигание было отключено, ожидание включения фар. Какие требования предъявлялись к схеме? 1. Когда зажигание не активно, должно быть потребление как можно меньшего значения тока. 2. Обеспечение плавного нагрева нитей лампочек при первом включении фар. По времени это примерно 10-12 сек. 3. При не выключающемся зажигании, после повторного включения фар ближнего света, ускоренная реакция на достижение 100%-го светового эффекта. 4. При работающем зажигании и выключении фар в течении 0,5 сек, должен удерживаться 50%-ый уровень. В заключении Думается всем уже стало понятно, что для таких технических манёвров нужно быть с электроникой на ты! В ином случае, вы рискуете потратить своё время так и не достигнув желаемого, а в особо «замечательных» ситуациях, можно даже навредить автомобилю.
По сути, для решения этой проблемы понадобится снижать мощность, которая будет при запуске рассеиваться. Что для этого потребуется? Сократить силу тока в этой электрической цепи. Решений этой проблемы существует несколько и первое такое: 1. Достаточно не слабый полевой транзистор, имеющий на затворе конденсатор. Изначально транзистор пропускает небольшое количество электротока. При этом, из-за постепенной зарядки конденсатора у него открывается затвор. Когда конденсатор уже заряжен по-полной, мощность целиком перетекает на лампочку, а это в свою очередь позволяет работать в обход реле. Есть и недостаток такой схемы: возникает надобность в отводе большого количества теплоэнергетики.
2. Подобно упомянутому выше, работает схема реле и NTS-термистора. Если говорить о машине, лучше применить термистор 2-5 Ом. К лампе он подключается последовательно. При этом, он часть мощности будет рассеивать. Термистор будет последовательно понижать сопротивление, постепенно нагреваясь. Мощность на лампе возрастает, когда эта степень достигает определённого уровня, реле подсоединённое с лампой параллельно отключает термистор цепи и при этом, лампа обеспечивается максимальным уровнем напряжения.
3. Широтно-импульсная модуляция. При этой методике ток не ограничивается, что снижает рассеиваемую мощность. Что это будет давать? Понижается надобность в охлаждении. В этой схеме имеет место быть полевой транзистор. Посредством него напряжение на лампу поставляется не на постоянной основе, а с импульсами продолжительностью несколько микросекунд. Это обеспечивает равномерное нагревание спирали. Собственно такое обстоятельство и обуславливает плавное задействование фар.
Мне всегда почему то казалось, что плавное включение лампы - это признак неисправности. Конечно неприятно, когда свет включается слишком резко, но по крайней мере понятно, что всё работает чётко. Но с точки зрения экономии ресурса - наверное Вы правы. Это получается своеобразный щадящий режим, и при такой схеме лампы прослужат несколько дольше.