Автолюбители, пристально следящие за состоянием своей машины, наверняка задаются вопросом — как проверить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора? Почему это нужно знать? Ни для кого не секрет, насколько важна стабильная работа аккумуляторной батареи на автомобиле, но в то же время далеко не всё зависит от неё самой. АКБ должна ещё и адекватно заряжаться, а за это отвечают два агрегата: на автомобиле — генератор, стационарно — пуско-зарядное устройство (ПЗУ). Если одно из них неисправно, то полагаться на нормальную отдачу аккумулятора не стоит, даже если он только из магазина. В теме мы будем разбираться во многих нюансах, связанных с правильной работой зарядки, так как от этого многое зависит. А начнём с основ, ибо только с их пониманием можно профессионально разобраться с ПЗУ. Для чего нужно зарядное устройство. Виды зарядных устройств. Причины выхода из строя ПЗУ. Как проверить и отремонтировать зарядку. Назначение зарядного устройства Для начала, стоит знать тот факт, что заряда, предоставляемого автомобильным генератором аккумуляторной батарее, порой бывает недостаточно. Вообще, на характеристики зарядного тока может оказывать влияние большое количество факторов, но в любом случае для нормального функционирования АКБ, она нуждается в периодической подзарядке посредством специальных устройств. Только так будут обеспечены качественная зарядка и восстановление начальных параметров батареи. С такими обязанностями превосходно справляется ПЗУ, находящееся у автолюбителя дома или в гараже. Летом, как правило, аккумулятор может прожить и без подзарядки, однако, с наступлением холодов, возможности батареи резко сокращаются. Низкие температурные режимы, повышенные нагрузки на бортовую сеть по причине начала «отопительного сезона», а также длительная стоянка на морозе, постепенно сводят вашу аккумуляторную батарею на нет. В один прекрасный зимний день, она просто откажется выполнять свои прямые обязанности — запускать силовой агрегат. ПЗУ позволит вам оперативно запустить двигатель или же зарядить АКБ. Разновидности ПЗУ Все зарядки по принципу работы делятся на два вида: трансформаторные и импульсные. Трансформаторные Внутри такой зарядки обосновался тривиальный трансформатор с выпрямителем. Помимо этого, в конструкции должен присутствовать и амперметр, для контроля показаний выходного тока. Из-за этого, данная разновидность ПЗУ имеет большие габариты и более тяжёлая, по сравнению со своим импульсным конкурентом. В приборе вы не найдёте никакого автоматического контроля, а посему, по ходу зарядки аккумуляторной батареи, придётся постоянно отслеживать процесс воочию. Конечно, это не всегда удобно, особенно если параллельно накопилось много других дел. Кстати сказать, устройства трансформаторного типа появились первыми, поэтому их смело можно назвать основоположниками автономных зарядок. Аппараты трансформаторного типа предоставляют своему обладателю много возможностей. Так, одним и тем же девайсом можно восстанавливать и заряжать АКБ, пускать силовой агрегат, а также использовать его как сварочный аппарат. Всё это хорошо, однако, есть и подводные камни таких преимуществ. К примеру, чтобы зарядить аккумулятор, понадобится напряжение 12 либо 24 В, ток — 15-20 А. Для сварочных же работ, нужно 40 В и не менее 200 А. Легко представить, какая участь может постигнуть автомобильное оборудование, если начать пускать движок забыв при этом выключить ПЗУ из сварочного режима. Импульсные Второй вид изделия функционирует посредством импульсного преобразователя тока. Данная разновидность более надёжная в эксплуатации, однако, трансформаторные девайсы проще в обслуживании и ремонте. Импульсные ПЗУ относятся к группе бытовых, самых распространённых устройств для зарядки. Их популярность обоснована небольшой себестоимостью, универсальностью применения, а также компактностью и небольшой массой. При выборе импульсного ПЗУ, особое внимание нужно обратить на автоматизацию процесса зарядки аккумуляторной батареи. Одни модели могут предложить только зарядку батареи, другие же, способны циклически тренировать её, подзаряжая и разряжая до нужного предела. Причины выхода из строя зарядного устройства Пришло время подзарядить АКБ, а зарядное устройство для автомобильного аккумулятора не работает? Тогда следует сделать акцент на возможных причинах: аккумуляторную батарею заряжали не по инструкции; плохой контакт или образовались повреждения в самих проводах; проблемы с предохранителем, диодным мостом, амперметром или какой-то другой деталью зарядки; потеря напряжения на конкретном этапе его подачи.
Как проверить работоспособность зарядного устройства для аккумуляторов Первое о чём нужно помнить — не полагайтесь на 100-процентную правдивость показаний приборов, интегрированных в зарядное устройство. Особенно это касается китайских, бюджетных вариантов. Даже если в первое время показания точные, они могут постепенно сбиться в процессе использования, поэтому крайне желательно иногда проверять прибор «на правдивость». Проверка напряжения Для проверки зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, его следует подсоединить к АКБ. Замеры делаются на крокодилах и нам в помощь мультиметр или как его ещё называют в народе — тестер. Значение, должно быть, на отметке 14,4 В, при этом следует учитывать, что любые колебания недопустимы. Если они имеют место, это будет указывать на какую-либо неисправность. Однако здесь есть и нюанс: вполне допустимо незначительное понижение напряжение. К примеру, если тестер выдал 14 В, то устройство ещё является пригодным для зарядки, кроме одного случая — не пытайтесь таким ПЗУ зарядить батарею, разряженную в ноль. Если на дисплее высветится цифра 13 В, то на данное ПЗУ можно не рассчитывать, то же самое касается и повышения напряги сверх нормы. Подобный дисбаланс может привести к неисправностям. Как проверить, сколько ампер выдаёт зарядное устройство Выставляем мультиметр в режим амперметра и занимаемся проверкой силы тока. Для этого нужно включить его в одно из плеч ПЗУ. Если говорить упрощённо, то напряжение на одну из клемм аккумулятора будет подаваться через тестер. Самой частой проверкой является сравнение показателей приборов, встроенных в ПЗУ с реальной силой тока. Здесь всё делается просто: подключаем зарядку к сети с присоединённым к ней тестером и сравниваем показания на нём, и на зарядке. Диагностика автоматических ПЗУ Для сего действа нам понадобится разряженный в полный ноль аккумулятор. К нему через тестер подключается зарядка, и проверяется сила тока, идущего на АКБ. Какая она должна быть? 10% от ёмкости аккумулятора, а если мультиметр показывает что-то другое, то зарядному устройству можно приписывать неисправность. Проверка диодного моста Нелишним делом будет и проверка диодного мостика, который может иметь как монолитное исполнение, так и предлагать возможность замены одной сломанной детали на другую. Если наблюдаются проблемы в монолитном элементе, то он подвергается замене полностью. Для диагностики работоспособности диодного моста, нужно включить зарядку. Если диодный мостик функционирует стабильно, ток не будет демонстрировать потери на входе и на выходе. А вот если на каком-то из этих этапов возникают затруднения, придётся проверять каждый диод в индивидуальном порядке. Находим вышедший из строя и заменяем его на новый. Диагностика штатного амперметра зарядки Если предыдущие проверки ничего не дали, следующий в очереди должен стоять амперметр. Если при диагностике прибора напряжение в нём отсутствует, а при сведении его клемм с друг другом оно появляется — измерительный прибор сломался и подлежит ремонту либо замене. Заключение Из приведённого материала мы выяснили, что вполне реально самостоятельно выявить поломки ПЗУ и устранить их подручными средствами. Но бывают такие случаи, когда автолюбитель не обладает нужными навыками для решения данной проблемы. В этих ситуациях, если прибор не справляется со своими прямыми обязанностями, не заряжает аккумуляторную батарею, лучше обратиться за помощью к специалисту — сами вы всё равно ничего не сделаете без нужных знаний, а кроме того, «методом тыка» обстановка может быть ещё больше осложнена.
Самый простой и действенный способ - тестер, как на первой фотографии. Правда откуда такой тестер в обычном хозяйстве, ума не приложу. Не у каждого же дома ремонтная мастерская!