По ходу эксплуатации автомобиля с ДВС возникает большое количество проблем. Нередки неприятности и с такими важными элементами как клапана. Как правильно притирать клапана и зачем это вообще делать — вот основные вопросы данной темы. Далее, мы будем работать по таким пунктам: Цель притирки клапанов на двигателе. Устройства для притирки клапанов своими руками. Притирочный состав для притирки клапанов. Правила притирки клапанов силового агрегата. Инструменты для притирки клапанов. Как притереть клапана на ВАЗ 2109 своими руками. Как проверить притёртость клапанов. Притирка клапанов — зачем нужна Главная задача притирочной процедуры — организовать правильное функционирование клапанов. Если притирку игнорировать на постоянной основе, то на качественную работу клапанов можно не рассчитывать. Воздух и горючее будут внедряться в цилиндры не совсем корректно, ну а последствия этого несоответствия не заставят себя долго ждать: двигатель станет давать сбои, а после некоторого периода времени, очень вероятно, движок обрадует вас банальным выходом из строя. Притиркой клапанов достигается максимально возможная герметизация механизма. Клапаны притираются как после внедрения новых элементов, так и при продолжительной эксплуатации силового агрегата. За пример можно взять дёрганье авто на холостых, которое происходит по причине разницы компрессии. После притирки подобное недоразумение должно неизбежно исчезнуть. Методики и приспособления для притирки клапанов Обрабатывать клапана можно по-разному: вручную или станками. В то же время нужно помнить, разница в итоговом результате двух этих методов будет значительная. Самую точную работу выдаст станок, самое же низкое качество, приписывают ручной работе с применением специальной притирочной пасты. Станки Станок обеспечивает жёсткую центровку, что позволяет сделать выверенное сопряжение, а также нарезку фаски клапана и его седла. Подобная процедура обеспечивает высококачественный результат, остаётся только промыть головку блока и установить её на место. Ручные фрезы Если отсутствует высокотехнологичное оснащение, на помощь приходит ручная фреза. Под конкретную модификацию силового агрегата подбираются инструменты с соответствующим диаметром. На сёдлах можно вырезать всего 3 фаски — 30, 45 и 60 градусов. По такому методу обрабатываются исключительно старые элементы. Притирка собственными руками При этом применяется абразивный состав, а процедура осуществляется в том случае, когда поверхность нужно просто обработать, не прибегая к сложным манипуляциям. Подобная методика подразумевает нанесение спецпасты по всей окружности изделия, после чего запчасть устанавливается на своё место. Далее, клапан упирают в седло и начинают вращать вокруг оси. Благодаря этому манёвру, все погрешности плоскости основательно стираются. По завершению манёвра вся паста скрупулёзно смывается. Притирочная паста Отдельной темы заслуживает такая составляющая процесса как специальная притирочная паста, которая может быть как фабричного, так и кустарного происхождения. Стоит сразу отметить, большинство домашних мастеров отдаёт предпочтение именно фирменным составам, тем более что сейчас на рынке представлен огромный ассортимент. Почему магазинная продукция оказалась в фаворитах? Здесь есть два фактора: первый — фирменные изделия обладают куда большей эффективностью, второе — у многих просто нет желания, времени, умения, а также компонентов, чтобы произвести полноценное средство у себя в гараже. Предназначение состава для притирки — эффективное обеспечение контакта между тарелкой клапана и его седлом. Что конкретно обеспечивает качественная притирочная паста: повышение КПД силового агрегата; герметичность клапанов повышается до высокого уровня — 90-100%; двигатель усмиряет «аппетит» на масло; повышение компрессии ДВС. Нюансы Зернистость — вот что является одним из главных показателей притирочной пасты. Разделение идёт на крупнозернистую и мелкозернистую. Предназначение крупнозернистого состава — нейтрализовать самые крупные дефекты, а в обязанности мелкозернистой пасты входит завершающая стадия обработки, когда устраняются самые мелкие повреждения поверхности. Из этого проистекает вполне естественный вывод: самая большая отдача от притирки будет в том случае, если приобретены два варианта пасты — крупнозернистая и мелкозернистая. Также следует соблюдать правильный порядок обработки: первая в ход идёт крупнозернистая паста, замыкает же процесс, мелкозернистый состав.
Нюансы правильной притирки клапанов: каждый клапан притирается к своему конкретному месту, менять их уже нельзя; для притирки применяют абразивные составы разного сорта; по окончанию притирки все элементы скрупулёзно промываются; в обязательном порядке проводится проверка на герметичность. Для осуществления процесса притирки ГБЦ снимается. Перед началом работы нужно учесть несколько моментов: перед снятием клапанов изымаются пружины, так их легче извлекать из втулок; перед тем как притирать клапана, их следует внимательно изучить. Если они дефективны, то потребуется замена на новые изделия, если имеет место нагар, то с ним расправляемся посредством щётки по металлу. Как притереть клапана в домашних условиях Притирка клапанов в домашних условиях может развиваться по нескольким сценариям. Здесь лучшим выходом из положения будет фреза, однако, она мало у кого имеется. Тогда нам в помощь метод под номером два — ручной. Инструмент для притирки клапанов вручную Электрическая дрель Данная методика возымела популярность в кругах мастеров по той простой причине, что ранее не было специализированных приспособлений для осуществления манёвра притирки. Насадка на дрель для притирки клапанов представляет собой присоску, устанавливаемую на тарелку клапана. Но существуют и другая разновидность присадки, которая представляет собой ничто иное, как подходящий по диаметру ко всем составляющим шланг. Притирка клапанов вручную с помощью специального стержня Это дедовский метод и работает он посредством присоски. Что и говорить, «каменный век»: не комфортно и утомительно, а кроме того, на один клапан у вас уйдёт в среднем 15-20 минут! Конечно, с таким инструментом вы вряд ли что-то попортите, но зато уморитесь основательно! Машинка для притирки клапанов Пневмоинструмент позволяет упростить, автоматизировать манипуляции и во много раз сократить временные затраты на притирку клапанов вручную. К штифту прилагаются присоски разных размерностей, которые предназначаются для фиксации на тарелке клапана. Если планируете использовать пневмомашинку, обязательно учитывайте то обстоятельство, что вам понадобится источник сжатого воздуха. Сразу скажу, данная машинка является идеальным вариантом для ручной обработки. Как притереть клапана на Ваз 2109 Итак, поговорим далее о том, как правильно притереть клапана на примере ВАЗовской «девятки». Для данного действа мы возьмём дрель и тут нужно уточнить почему именно. В интернете можно найти много мнений, что дрель стоит применять только тогда, когда вы обладаете необходимыми навыками притирки и делали это неоднократно той же дрелью. Суть проблемы такова: при неумелом ведении процесса, в разы возрастают шансы нанести на притираемые поверхности повреждения, которые вскоре, во время работы двигателя, дадут о себе знать неисправностями. В то же время это самый доступный инструмент для обсуждаемого в теме процесса, ведь дрель есть дома у каждого хозяина. Единственная задача, найти подходящий кусок шланга, который будет мягко соединять патрон дрели со штоком клапана. Впрочем, можно предпочесть ещё более упрощённый вариант, когда шток клапана будет фиксироваться непосредственно в патроне электроинструмента. Конечно, в этой ситуации риск повредить притираемые поверхности повышается, особенно у неумелого мастера, поэтому шланг всё-таки предпочтительней. Ещё один нюанс: работать нам придётся на низких оборотах, поэтому и дрель нужна соответствующая, а некоторые мастера и вовсе отдают предпочтение шуруповёрту. Кроме того, инструмент должен быть оборудован ещё и реверсом. Не забываем перед мероприятием приобрести пасту двух разновидностей: крупнозернистую и мелкозернистую.
Переходим непосредственно к работе: 1. Первое что нам нужно сделать, снять ГБЦ, а клапана, рассухарить и изъять. 2. Перед притиркой специалисты советуют обезжирить клапан и седло, воспользовавшись растворителем. 3. На рабочую фаску клапана нужно равномерно нанести небольшое количество пасты. Здесь есть очень важный нюанс: паста ни в коем случае не должна попасть на шток клапана. Её абразивная составляющая может повредить его, что приведёт к ускоренной поломке маслосъёмных колпачков и параллельно возрастёт расход масла. 4. Устанавливаем клапан обратно, а на шток натягиваем шланг, если вы его используете или фиксируем шток непосредственно в патроне электроинструмента. 5. Начинаем притирать поверхности используя пониженную скорость вращения. По ходу дела деталь нужно будет двигать вперёд—назад. Чтобы этот манёвр выполнялся легче, можно применить пружину на клапане, установив её соответствующим образом. Трём поверхность несколько секунд в одну сторону, а затем переключаем дрель на противоположное вращение и притираем поверхности вращая их в другую сторону. Как правило, на подобные манипуляции у вас уйдёт не больше 2-х минут. 6. Не забываем, что начинаем мы притирку с крупнозернистой пасты, а завершаем мелкозернистой. 7. А теперь главный вопрос — как узнать, что притирка дошла до своего логического завершения? Что будет являться показателем? На фото ниже справа, приведён как раз этот показатель — серая полоска шириной несколько миллиметров по кругу тарелки клапана. Подобное обрамление будет и у фаски седла. 8. После процедуры притирки все детали, участвующие в процессе следует тщательно вымыть керосином и вытереть мягкой тряпкой. Данному моменту нужно уделить особое внимание, так как абразивы, содержащиеся в притирочной пасте могут нанести непоправимый ущерб силовому агрегату, оказавшись не в тех местах. Кроме того, притирочная паста для клапанов должна наноситься в минимальных количествах. Свою функцию она всё равно выполнит, но проблем в случае чего будет меньше. На фото ниже приведён клапан ВАЗ 2109, притёртый и вымытый: Как проверить герметичность клапанов после притирки Здесь я предложу три варианта проверки: керосин, карандаш и воздух. Вакуум-тестер Данный способ самый лучший! Приспособление будет создавать процессы, протекающие в ДВС, а пропускаемый газ вырвется через все возможные щели. Со стороны обоих коллекторов (впуск/выпуск) присоединяется спецприбор, вследствие чего создаётся вакуум и если притирка клапанов вышла неудачной, манометр зафиксирует низкое давление. Керосин Выставляем головку блока камерой сгорания вверх и наливаем сверху керосин. В кругах автомастеров существует такое поверье, что если притирка была проведена на неприемлемом уровне, оставленная на ночь головка должна протечь. 100-процентным эффектом данная методика не обладает, зато и приспособлений специфических вам для этого действа не понадобится. Карандаш Посредством карандаша, фломастера либо маркера, наносим на всю окружность клапана радиальные риски. Устанавливаем элемент на его место, прижимаем и прокручиваем. Извлекаем клапан и исследуем узор на нём образовавшийся. Если рисунок стёрся и всё разукрасилось остатками краски равномерно, значит притирка удалась. Как правильно притирать клапана, видео Кто не понял, как осуществляется эта незамысловатая манипуляция, предлагаю ознакомиться с притиркой клапанов дрелью видео: Заключение Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод: притирка клапанов, манёвр безусловно нужный, так как он обеспечивает более правильную и адекватную работу ГБЦ. Данные манипуляции не являются сверхсложными, а материалы для работы общедоступны. Тем не менее притирку клапанов рекомендуется доверить профессиональным мастерам, так как подобный ручной труд, требует специальной сноровки и если вы будете делать это впервые, на 100-процентно положительный результат рассчитывать не стоит.
А как же легендарная машинка Р176. Видео есть в работе на сайте ТехАвто. Правда для шлифовки, но это редкая штука, уже и не сыщешь