ГАЗ-12 (ЗИМ) был одним из первых представительских автомобилей советской эпохи. Выпускался он целых 10 лет, с 1949 по 1959, и за это время с конвейера сошло 21 527 экземпляров. Когда инженерам Горьковского автозавода поставили задачу сделать правительственный автомобиль, им настоятельно рекомендовали взять за основу «Бьюик» образца 1948 г. Инженеры послушали, но сделали по своему. Внешне они немного схожи, однако советские инженеры и конструкторы впервые установили на такой автомобиль гидравлическую трансмиссию. Кроме того, размеры автомобиля, в нём установлено 3 ряда кресел, а так как не было подходящей базы, было принято сделать несущий кузов. Поступили достаточно просто. Взяли раму от Победы и удлинили её на пол метра. Двигатель был унифицирован со всеми моделями ГАЗ и Победа того времени, и отличался лишь количеством цилиндров, что существенно упрощало ремонт. Над дизайном автомобиля трудились долго и тщательно. Обилие хрома, лучшая нитроэмаль в семь слоёв, с ручной полировкой каждого слоя, делала этот автомобиль нереально желанным и недоступным для простого обывателя. Хотя он и был в свободной продаже, позволить себе его купить могли единицы. Всего лишь через 10 лет после выпуска последнего автомобиля, ЗИМ считается безнадёжно устаревшей моделью, и вызывает у населения только насмешки. В моду вошли Чайки (ГАЗ-13). В кино и в литературе используют ЗИМ, когда нужно акцентировать ветхость, или бюрократию.
Помню в детстве, у нас на посёлке такой один ездил, чёрного цвета, я его по ребячеству постоянно с двадцать первой волгой путал. Сейчас таких уже не вижу, свадебные разве что... А вот как красиво распорядился этим антиквариатом один из его обладателей. Кстати сказать, ГАЗ-12 являлся одним из первых советских автомобилей с несущей кузовной конструкцией. Такая технология, в те годы была ещё мало обкатана для легковых автомобилей подобных габаритов, кузов был перенагружен — и как следствие, спустя годы, немного изогнулся. Поэтому владелец, в качестве донора, взял рамное шасси Митсубиши Паджеро второй генерации.
В выборе для ЗИМа именно такого типа конструкции сыграли роль несколько факторов: 1. На тот момент в производственной гамме завода отсутствовала рама нужной геометрии, однако присутствовал опыт готовых наработок относительно несущего кузова "Победы", которые собственно и применили. 2. Желание понизить массу машины, так как планировалось в подкапотное пространство втулить силовой агрегат на шесть цилиндров от ГАЗ-11. 3. По тем временам подобная конструкция была весьма передовой и показала бы в лучшем свете ход мыслей Советских инженеров.
Интересно, что ГАЗ-12 (ЗИМ) - единственный советский представительский автомобиль, который можно было купить (по крайней мере, теоретически) частнику. В 50-х годах машина стоила 40 000 руб. Довольно много ЗИМов использовались в качестве такси: ...и карет скорой помощи: