Колесо - штука интересная, хотя большинство и скажет, что ничего особенного в колесе нет. Момент изобретения колеса историки датируют где-то пятым тысячелетием до новой эры. Однако, точно всё равно никто не знает. Думаете, что раз оно (колесо) изобретено, то на этом всё, баста? А вот и нет. И по сей день конструкторы разных стран и автомобильных производителей демонстрируют всё новые и новые модели и сплавы, которые улучшают колесо. Современный человек, вспоминая о колесе, прежде всего представляет себе именно автомобильное, а конкретно - диск, от которого зависит многое. Если кто-то считает, что выбор дисков не так уж и велик, то он серьёзно ошибается. Начнём с того, что есть несколько видов: диски штампованные, литые, составные и кованые. А так же композитные диски, которые редко применяют на обычных машинах и в основном используют в самолётостроении (там тоже колёсики есть) и в гоночных болидах (Ф-1, например). Итак, давайте по порядку их и рассмотрим. Штампованными дисками оснащены практически все автомобили бюджетной категории. Они не дорогие, простые в изготовлении и надёжные, ибо сломать их едва ли возможно. Разве что погнуть! У них один незначительный недостаток - ржавчина, съедающая металл со временем. Далее по списку идут диски литые или, как их правильно называют, легкосплавные. Изготавливают такие, как правило, из алюминия. Бывают и магниевые (более дорогие и редкие) диски. Стоят литые диски дороже штампованных и подвержены большему риску, потому что штамповку можно разогнуть, а легкосплавный попросту трескается и раскалывается. Преимущество алюминиевых дисков в увеличении нагрузки машины без потери скорости и управляемости. Кованые диски - это практически то же самое, что и первый вариант дисков. Производят ковку из тех же лёгких металлов, что и легкосплавные. Одно "но" - кованые получаются в результате горячей штамповки, но в сочетании со штамповкой это делает их, пожалуй, самыми не убиваемыми. Кованые диски тоже лишь гнутся, но не трескаются, что позволяет возвращать им первоначальную форму. Наконец, диски составные или комбинированные, изготавливаются с применением всех вышеперечисленных технологий и, соответственно, обладают всеми плюсами первых трёх вариантов, кроме одного немаловажного минуса - их бешеной стоимости. Составные: Композитные: Какие диски лучше поставить на свой автомобиль, остаётся решить каждому самостоятельно, учитывая их особенности и возможность дальнейшего применения.
Кстати сказать, несмотря на то что штампованные диски "дешёвками" являются и имеют скудный ассортимент простых "рисунков", все же их часто устанавливают на весьма скоростные автомобили, как правило тюнингованные. Очень часто это делают обладатели не новых моделей БМВ, и они всегда чёрного цвета. Интересно, чем обосновано такое решение? Мне лично кажется, что любители прокатиться с нарушениям всех мыслимых ПДД, пытаются обезопасить себя от разрушения дисков при попадании в какую-либо выбоину. Ведь красивое литое изделие там просто разлететься может, а вот сталь безопасно погнётся.
А знаете кто самым первым выпустил на рынок полностью карбоновые колёсные диски? Фирма с зелёного континента под названием Carbon Revolution. На самом деле диски из углеродного волокна и ранее имели место быть, однако они были не на 100% чистыми, лишь для некоторых элементов колёсного диска применялся этот экзотический как для такой детали материал. Над серией изделий под названием CR9, австралийцы работали долгих десять лет! Подобные конструкции на 40-50% легче алюминиевых колёсных собратьев, однако в прочности он не утрачивают при этом.
Как говорят сами разработчики, ихние творения могут обеспечить автомобилю экономию топлива в 2-4%, а что касается аэродинамических свойств кузова, то здесь карбоновые изделия сыграют на руку техническим характеристикам аж на 5%. Чем были достигнуты такие преимущества? Да всё дело в том, что разработчики применяли в своей работе технологии NASA. Диски получили сертификаты по требуемым передовым стандартам!