Автоматизированным КП отдают предпочтение всё больше и больше автолюбителей, однако АКПП бывают разные и чем отличается робот от автомата, мало кто знает. В данной теме я как раз и хочу обсудить вопрос — чем отличается «автомат» от робота? Однако, прежде чем приводить сравнения, нужно разобраться в особенностях робота и «автомата», и именно с этой информации я начну свой обзор. ► Мы уже обсуждали: механику и автомат. Реально, под понятие АКПП подпадают 3 типа изделий: классическая АКПП; вариатор; робот. Все эти разновидности имеют много общего между собой, но в то же время они и много чем отличаются. ❗️Видео: механика, робот, вариатор и автомат Как работает коробка автомат? Автоматическая коробка передач вышла в свет давненько — общественности она была представлена ещё в 30-х годах прошлого столетия. Однако на поток изобретение было поставлено только в 60-е годы. Конструкция АКПП В состав автоматической трансмиссии входят: планетарная КП, гидротрансформатор, а также гидроблок. Гидротрансформатор, в свою очередь, состоит из таких компонентов: блокировочная и обгонная муфта; насос центробежный, реакторное и турбинное колесо. Гидротрансформатор в АКП заведует плавным переключением скоростей и играет роль сцепления. Основу планетарной КП составляют редукторы, фрикционные диски, тормозная лента. Отвечает этот механизм за передачу тяги с помощью различных вариантов зацепления шестерёнок и за переключение скоростей. Устройство «автоматики» мы разобрали, а на изображении ниже, можно посмотреть на АКПП в разрезе: Далее рассмотрим принцип работы автоматической коробки передач. Принцип работы АКПП 1. Посредством гидротрансформатора осуществляется изменение крутящего момента. 2. Смазка поставляется насосом к турбинному колесу. 3. Тот, в свою очередь, транспортирует смазку на реактор. 4. Поток смазки возрастает и параллельно набирает обороты насосное колесо. 5. Активируется обгонная муфта, способствующая вращению реактора. 6. Муфта переключает передачи между планетарными редукторами. Управляют всеми этими процессами гидравлические цилиндры, а цилиндрами управляет ЭБУ. На селекторе автоматической КПП можно наблюдать следующие обозначения: «P» — парковка; «R» — реверс; «N» — нейтраль; «D» — движение вперёд; «L» — понижающая передача. Преимущества «автомата» 1. Упрощённое управление автомобилем. 2. Надёжность конструкции. 3. Не требуется периодическая замена сцепления. 4. Машина не будет катиться вниз, если установить её на наклонной поверхности. Недостатки «автомата» 1. Замена автоматической КП и её капитальный ремонт, обойдутся владельцу в немалую сумму. 2. Автомобиль оборудованный «автоматом» не дозволяется заводить посредством толкача. 3. Наличие в конструкции гидротрансформатора обуславливает низкий коэффициент полезного действия — на него уходит почти 50% мощности аппарата. 4. У АКПП относительно небольшой ресурс. 5. Повышенный расход горючего. Как работает роботизированная коробка передач? «Автоматику» проштудировали, а теперь поговорим о роботизированной коробке передач — что это такое? Неопытные автолюбители часто не могут понять суть роботизированной КП и в чём отличие робота от «автомата». Особенность роботизированной коробки передач в том, что это практически та же «механика», только вот распоряжается ею ЭБУ. КПП-робот подразделяется ещё на две разновидности: МКПП с ЭБУ (простой робот) Это первопроходец, который отличался большим количеством недостатков. Случались даже такие ситуации, когда переключение скоростей занимало столько времени, что уместность применения данного механизма на транспортных средствах ставилась под большие сомнения. Автолюбителю подобное обстоятельство доставляло существенный дискомфорт: раздражающие подёргивания и толчки при разгоне. Преселективная КПП (та же аппаратура, только с парой сцеплений) Данный агрегат является усовершенствованным исполнением предыдущего устройства. Трансмиссией робот производители оборудуют в основном спортивные автомобили, ведь именно они больше всего нуждаются в ускоренном переключении скоростей, а двойное сцепление как раз этому и благоволит: переход на новую скорость происходит в тот момент, когда ещё задействована предыдущая передача. В самом начале пути роботизированные КП стали изготавливать как альтернативный вариант «автоматике». Таким образом, можно было достичь понижения затрат обладателя на ремонтные мероприятия. Бюджетные автомобили имеют электрические сервоприводы, а дорогостоящие спортивные средства передвижения — гидравлические приспособления. Модификации роботизированных КП с «гидравликой» относящиеся к бюджетному классу не могут похвастать удачным исполнением. К примеру, на Ford и Opel с роботом, гидронасосы были заменены разработчиками на шаговые моторы. Что мы имеем в итоге? Автомобилист постоянно ощущает задержки при переходах, а также рывки. Однако, специалисты сделали акцент на том факте, что на Toyota Corolla упомянутые недоразумения отсутствуют, хотя машина оборудована тем же самым агрегатом.
Как устроена коробка робот Роботизированный агрегат располагает двумя механическими валами и каждый из них обслуживается индивидуальным сцеплением. Сервоприводы (актуаторы): электрические либо гидро. Если в конструкции присутствует электрика, то ответственность за выполнение команд лежит на сервомеханизмах, если гидромеханический блок, то он будет играть роль сцепления. Гидропривод управляется посредством гидравлических цилиндров, которыми заведуют клапаны электромагнита. Что касается ЭБУ, то он контролирует исполнительные механизмы и отслеживает датчики КП робота. Система совмещена с бортовым компьютером. Принцип работы КПП (робот) Чтобы разобраться с этим вопросом, нам нужно вспомнить как устроена и функционирует обыкновенная МКПП. В её конструкции присутствуют два вала — первичный, он же ведущий и вторичный — он же ведомый. На первый вал через сцепление поставляется тяга от силового агрегата, а далее, она преобразуется и направляется на главную передачу. Оба вала оснащены шестернями, состыкованными по парам. На ведущем валу шестерёнки зафиксированы жёстко, а вот на вторичном, они крутятся свободно. В нейтральной позиции шестерни на ведомом проворачиваются на нём свободно и тяга на колёса в этот момент не передаётся. Перед включением скорости пользователь выжимает сцепление, тем самым разъединяя первичный вал и мотор. Далее, рычагом КП посредством системы тяг, на вторичном валу передвигаются соответствующие элементы, называемые синхронизаторами. При подведении муфта синхронизатора блокирует ведомую шестерёнку нужной скорости на валу. После задействования сцепления, тяга с установленным значением начинает поставляться на ведомый вал, а оттуда направляется на главную передачу. Конструкторы, дабы сократить общую длину КП, часто разделяют вторичный вал на две части, распределяя шестерни между этими компонентами. Так вот, принцип по которому функционируют роботы — абсолютно такой же. Разница заключается в том, что соединением и рассоединением сцепления, а также выбором скоростей в РКП, занимаются сервоприводы. Зачастую — это шаговый электродвигатель с редуктором и исполнительной механикой. Но, как было сказано выше, актуаторы бывают и гидравлические. Заведует актуаторами ЭБУ. Когда подаётся команда на переключение, один сервопривод выжимает сцепление, а другой, передвигает синхронизаторы, задействуя нужную скорость. Далее, сервопривод попускает сцепление. Такая конструкция обуславливает отсутствие педали сцепления — в ней попросту нет нужды, её заменяет электроника. Передачу сменяет компьютер, который отдаёт автоматическую команду. Он учитывает скорость автомобиля, обороты силового агрегата, показатели ABS, ESP и других систем. А вот если водитель предпочёл ручной режим, то распоряжаться переключением передач будет он лично, посредством селектора коробки либо лепестков дислоцирующихся на руле. Проблема РКП заключается в том, что отсутствует обратная связь по сцеплению. Электроника, в свою очередь, перестраховывается, во избежание рывков и вдобавок сохраняет сцепление. Роботизированная система на продолжительное время прекращает подачу мощности от ДВС к колёсам во время переключения. Чревато это дискомфортными для водителя провалами походу разгона. Чтобы нивелировать неудобства во время переходов, нужно уменьшить их время, но, не так всё просто. Подобные преобразования повлекут за собой рост себестоимости всего изделия. Инженеры нашли выход из положения, поэтому скорости на роботизированной КП переключаются быстрее, чем на «автоматике». Пример — DSG от всенародно любимого VAG: в нём переключение передач осуществляется за одну сотую секунды. Преимущества робота 1. Простота обслуживания. 2. Не требуется большое количество смазки, так как нет гидротрансформатора. 3. Быстрое переключение передач. 4. Экономит горючее. 5. Обеспечивает автомобилю достойные динамические характеристики. Недостатки робота 1. Плавность переключений могла бы быть и получше. 2. Имеют место задержки при переключении передач. 3. В сложных дорожных условиях роботизированная коробка ведёт себя непредсказуемо. 4. Переход на нейтраль при каждой остановке. 5. Пробуксовка ведёт к уменьшению ресурса работы робота. По пятому пункту стоит сделать уточнение. Специалисты отмечают, что постоянная езда с пробуксовкой изнашивает не только роботизированную КПП, но и мотор. Поэтому робот лучше всего показывает себя в городских условиях эксплуатации.
Чем отличается коробка автомат от робота? Начнём с вопроса — как отличить робот от автомата внешне? Продвинутые автомобилисты и мастера дел технических, сведущи в том, как отличить АКПП от роботизированной системы визуально. В принципе, здесь нет ничего сложного и обращать внимание, как советуют это делать специалисты, нужно в первую очередь на рычаг селектора трансмиссии. Приведённые далее изображения позволят более эффективно прояснить ситуацию. Это «автомат», с обозначениями, которые я приводил ранее в теме: Функционал может быть и посолидней — всё зависит от модели АКПП. В случае же с роботизированной модификацией, положение такое: Как видим, всё скромнее и «парковочная» позиция в роботе, может отсутствовать. РКПП часто не имеет в своём распоряжении отдельных опций пониженных передач, которые часто можно встретить на «автоматике» — это L1 и L2. Но если «автомат» имеет в своём распоряжении режим Tiptronic, то упомянутых понижающих скоростей у него тоже может не быть. ❗️Коробка робот и автомат: в чём разница по технике и функционалу Думается, всем понятно, чем отличается АКПП от робота визуально, а теперь, затронем другие стороны дела. Первые массовые АКП разрабатывались в первую очередь для серийных легковых машин и основной целью конструкторов, было обеспечение более комфортного управления автомобилем. Роботизированные же механизмы пришли из спорта, там они брали на себя всю «чёрную работу», давая тем самым пилоту возможность сосредоточиться исключительно на рулении. Уже на этой стадии можно понять, чем отличаются роботы от «автоматики». Но, это ещё не всё — идём дальше... 1. Плавность хода и динамика транспортного средства. Классическое исполнение АКПП не может предложить пользователю динамичную езду, а вот добротный робот, даёт возможность обойти «механику» по динамическим характеристикам. Но, это касается только высококачественных механизмов, разработанных со знанием дела — вряд ли автолюбитель получит впечатляющий эффект от бюджетных модификаций! 2. Использование нейтрали. На АКП данная позиция понадобится только при буксировке машины, а вот робот нужно переводить в «N» при каждой остановке, более чем на 20-30 секунд. Таким образом, водителю придётся постоянно орудовать селектором практически на каждом светофоре. Если этого не делать, то сцепление будет претерпевать повышенную нагрузку, что в ускоренном режиме выведет его из строя. 3. Отсутствие у робота «ползущего» режима. В распоряжении роботизированной КП он не всегда имеется (речь идёт о старых устройствах), а вот в случае с АКП, водителю достаточно отпустить педаль тормоза, чтобы авто начало двигаться с минимальной скоростью. Вывод прост: в затяжных пробках, робот в этом смысле, не совсем удобен. Что лучше робот или автомат? Что лучше, робот или автоматическая коробка передач — вопрос довольно животрепещущий! Но, постараюсь объяснить всё коротко и просто. ► Автоматическая коробка передач Для тяжёлых условий эксплуатации, для мощных моторов либо в случае, когда понравившееся авто не выпускается с другим типом АКПП, можно брать гидромеханическое устройство. Но, с числом диапазонов не менее шести. ► Роботизированная коробка передач Робот с двумя сцеплениями, специалисты советуют брать только тогда, когда вы собираетесь ездить на нём не дольше гарантийного срока. Если больше — оно того не стоит: все достоинства будут перекрыты дорогостоящим ремонтом. Вообще же, когда перед автолюбителем стоит дилемма — робот или автомат, что лучше, эксперты рекомендуют исходить из трёх основ, на которых зиждется вся система вождения. Это комфорт во время езды, надёжность оборудования и доступность трансмиссии по цене. Для комфорта, лучше «автомат», а вот если вы хотите сэкономить на топливе — выбирайте робот. Что касается надёжности, то оба варианта практически равны, однако сведущие люди, всё же отдают предпочтение классической «автоматике». Заключение Ну что же, как утверждают специалисты, роботы хороши только в элитном исполнении — примитивные конструкции вряд ли порадуют рядового автолюбителя великими достижениями технического прогресса. «Задумчивость» техники подобного рода, может вывести из себя практически любого её обладателя. АКПП, наоборот, обеспечивает максимальный комфорт в движении, но, уж слишком она капризная и дорогостоящая. Хотя, без сомнений, любителей удобной езды — данные обстоятельства мало волнуют!
Я бы всё-таки отдал предпочтение "автоматике", но, проверенной временем системе. Вон янки ездят на АКПП ещё незапамятных времён и не жалуются. А робот, судя по информации, технологически не совсем удачной разработкой является. Жалоб на тот же DSG - не мерено!