Силовые агрегаты современных автомобилей с каждым годом становятся всё сложнее. Увеличивается количество электроники и её значение в работе машины, появляются новые системы очистки выхлопных газов, усложняется ремонт и обслуживание транспортных средств. Основное внимание мировых автоконцернов сосредоточено на сохранении окружающей среды и соблюдении экологических стандартов Евро 4, Евро 5, Евро 6. Поэтому дизельные авто, произведённые для европейского и американского рынков, оснащаются каталитическими нейтрализаторами. Эти катализаторы работают благодаря специальной жидкости, которая называется «мочевина» или AdВlue. В России общемировые экологические стандарты никто не соблюдает. Поэтому большинство российских автолюбителей имеет смутное представление о том, для чего нужна мочевина в дизельном двигателе и насколько важную роль она играет. Из-за этого каталитический нейтрализатор воспринимается ими как бесполезная деталь, которая только увеличивает стоимость обслуживания автомобиля и не несёт практической пользы. Давайте разберёмся в этом вопросе и попробуем определить, насколько необходимо использование мочевины в дизельных двигателях. Что такое мочевина в дизельных двигателях Прежде чем искать ответ на вопрос, насколько применимы европейские экологические стандарты в России, нужно определиться с основными понятиями этих стандартов. Другими словами, следует разобраться как выглядит мочевина для дизеля, что это такое и где её берут. Мочевина для дизеля AdВlue представляет собой прозрачную жидкость с резким, неприятным запахом аммиака. Она изготавливается на предприятиях по производству автомобильных масел и других жидкостей. В дизельных двигателях мочевина выполняет роль химического нейтрализатора выхлопных газов. В этом плане она является уникальным продуктом, так как другой технологии нейтрализации выхлопных газов в дизельных автомобилях пока что не существует. Из чего делается мочевина? Так как стоимость AdВlue довольно высокая, многие автомобилисты пытаются в домашних условиях воссоздать раствор мочевины для дизельных двигателей. Однако это непросто по ряду причин. Во-первых, необходимые ингредиенты практически невозможно найти. Вот что пишут производители такого нейтрализатора выхлопных газов на упаковке: «Мочевина для дизеля, состав: раствор синтетической мочевины в деминерализованной воде, концентрация 32,5 %. В жидкости содержатся диспергирующие, защитные, очищающие вещества.». Точный состав AdВlue производители держат в секрете. Во-вторых, приготовление такого раствора крайне опасно для здоровья. Содержащийся в составе аммиак может повредить кожные покровы, дыхательные пути, слизистую оболочку. Для чего нужна мочевина для дизеля В автомобилях на дизельном топливе нейтрализатор выхлопных газов AdВlue выполняет несколько функций. Основная причина, для чего заливается мочевина в дизельных двигателях – это участие в работе каталитического нейтрализатора (SCR). Таким образом, она выполняет роль добавочной рабочей жидкости автомобиля. Второй причиной, для чего используется мочевина в дизельных двигателях, является побочный эффект функционирования технологии SCR. Он представляет собой пятипроцентную экономию топлива при нормальном функционировании катализатора. При этом мощность силового агрегата, наоборот, возрастает. Такого эффекта невозможно добиться даже с помощью чип-тюнинга авто. Как работает мочевина в дизелях Чтобы разобраться в принципах работы мочевины, необходимо изучить саму технологию нейтрализации выхлопных газов и используемое в дизельных автомобилях оборудование. Начнём с самой распространенной технологии, которая применяется при производстве большинства европейских дизельных авто и называется Bluetec. Согласно технологии Bluetec автомобиль оснащается системой очистки выхлопных газов. В неё входит три компонента: • сажевый фильтр; • каталитический нейтрализатор; • система впрыска мочевины с баком. Работает она следующим образом. В бачок заливается мочевина, с помощью системы впрыска она смешивается с частично очищенными выхлопными газами. Полученная смесь попадает в каталитический нейтрализатор. Там она попадает под воздействие высокой температуры и различных химических элементов, которые составляют нейтрализующий слой катализатора. На фото, как работает система SCR (Selective Catalytic Reduction) В результате описанного механизма воздействия выхлопные газы практически полностью очищаются. Вредные примеси либо сгорают в каталитическом нейтрализаторе, либо оседают внутри него в виде осадков. Преимущества и недостатки системы SCR Практически в каждой российской автомастерской есть услуга удаления или блокировки катализатора. Это наталкивает на мысль, что его использование несёт не только преимущества, но и существенные недостатки. Основным плюсом использования технологии SCR является её экологичность. Во-первых, сама мочевина абсолютно органична, легко разлагается на безвредные компоненты и не наносит вреда окружающей среде, даже её производство безопасно для экологии. Во-вторых, выхлопные газы после смешивания с мочевиной и прохождения через нейтрализатор становятся практически безопасными. Они разлагаются на безобидные компоненты: азот, воду, углекислый газ. Сама система работает автономно и не требует контроля со стороны водителя. Всё, что требуется от владельца машины – периодически запускать самоочистку катализатора. Все остальные этапы работы системы, а именно периодичность, скорость и объём впрыскиваемой мочевины, подбираются системой самостоятельно. Она адаптируется под условия эксплуатации и работает таким образом, чтобы не допускать перерасхода жидкости. Третьим плюсом наличия каталитического нейтрализатора является его соответствие международным экологическим стандартам. Это значит, что на автомобиле с технологией SCR можно свободно путешествовать без ограничений и штрафов. Если же владелец машины переезжает на ПМЖ в Еврозону, то ему будет обеспечено снижение экологических налогов. Последнее достоинство нейтрализаторов с мочевиной уже упоминалось выше. Это экономия топлива, которая сочетается с повышением мощности двигателя. Теперь перейдём к недостаткам технологии SCR, из-за которых российские автолюбители предпочитают удалять каталитические нейтрализаторы. Перечень недостатков намного длиннее, чем список преимуществ этой технологии, в него входит: 1. Высокая цена нейтрализатора выхлопных газов. 2. Сложность приобретения AdВlue и большое количество подделок на рынке. 3. Необходимость периодически проводить техническое обслуживание системы очистки. 4. Быстрое замерзание мочевины и блокирование работы системы при температуре воздуха ниже -11 градусов по Цельсию. 5. Частые поломки системы из-за некачественных горюче-смазочных материалов. Также серьёзным недостатком нейтрализаторов с мочевиной является то, что часть внутренней оболочки катализатора изготавливается из керамики. В условиях российского бездорожья это приводит к быстрому выходу из строя этого элемента системы очистки выхлопных газов.
Реально в России не везде AdBlue продаётся. На заправках в Москве нереально найти. Главный минус: дорогое обслуживание системы, должно быть очень качественное топливо. На 100 тыс. км пробега на Мерседесе загорелся чек, потребовалось чистить сажевый фильтр, а это недешевое удовольствие. Плюс, постоянно нужно заливать этот AdВlue, датчик загорается и через 600 км, всё приехали. На Мерсе V-класса хватает бака с AdВlue примерно на 5000—6000 тыс. км пробега по Москве, хотя, дилеры говорили что будет хватать на 15 тыс. км точно. Бак с мочевиной примерно на 10-12 литров. --- Добавлено 30 дек 2019 --- Как правило для этих целей производители ставят автономный подогреватель. В Мерседесе V-класса он стоит по умолчанию.
Сейчас уже с мочевиной полегче. Раньше продавалась не везде. Я обычно заказываю в интернете 2-3 канистры по 20 литров, и забываю об этом Ад Блю на два года.