Зил 157 и бездорожье

Тема в разделе "Грузовики и спецтехника", создана пользователем СергейВасильевич, 19 янв 2015.

  1. СергейВасильевич

    СергейВасильевич Известный

    Сообщения:
    9.364
    Симпатии:
    1.219
    Пол:
    Мужской
    Когда мы вспоминаем достижения СССР первым делом на ум приходит военная техника, неприхотливая в обслуживании, при этом невероятно выносливая, и конкурентоспособная по сравнению с иностранными аналогами, именно таким и был ЗИЛ 157, один из немногих военных автомобилей удостоенных наградами на международном уровне и увековеченный в памятниках.

    240173-6402.jpg

    Впервые ЗИЛ 157 был представлен в 1957 году, а уже в 1958-м грузовик встал на конвейер. Прародителем 157-го считается ЗИС 151, от которого новая модель отличалась проработанной трансмиссией, двигателем, новой улучшенной кабиной и отсутствием сдвоенных задних колес, что положительно сказалось на проходимости.

    Что же делало выдающимся этот уникальный автомобиль?

    Трансмиссия с колесной формулой 6Х6, в которой использовалась двухступенчатая раздаточная коробка, позволяла огромному автомобилю двигаться со скоростью пешехода. Хороша была клиновидная форма мостов, позволяющая разрезать препятствия в виде снега или грязи, за что его в народе часто называли «Колун».

    Двигатель рядный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, с карбюраторной системой питания, объемом 5,6 литра от предшественника, стал мощнее, теперь он выдавал 110 лошадиных сил и 343 Нм уже на 1100 об/минуту. Конечно, большой объем не мог не сказаться на расходе топлива – минимум 40 литров на 100 километров А-66 или А-72, но это не являлось недостатком для военной техники того времени. Поговаривают, если включить «раздатку» 157-й мог легко «съесть» и 100 литров на «сотню». Но по крутящему моменту этот двигатель был одним из лучших! Единственное «но» - бензиновый мотор не очень любил преодолевать водные препятствия.

    Огромным преимуществом перед 151-м у «Захара», еще одно народное прозвище ЗИЛ 157, были его колеса с высоким профилем и возможностью регулировки давления прямо из кабины! Снизить давление разрешалось до 0,7 «атмосферы», что особенно выручало при езде по зыбучим грунтам.

    Были у ЗИЛ 157 конечно и недостатки

    Кабина, несмотря на то, что достаточно просторная, не позволяла водителю усесться удобно – руль, педали и рычаги разнесены очень далеко и установлены не самым удобным образом. Но самой большой проблемой при управлении 157-м было отсутствие усилителя рулевого управления, при езде по колее руль в буквальном смысле вырывает руки водителю.

    Еще одним недостатком ЗИЛ 157 была его невысокая максимальная скорость, всего 65 км/час, при этом уже при 40-ка, в кабине ощущается жуткая тряска, и добавьте сюда еще и неважную обзорность, в лесу только по хрусту мелких деревьев можно понять, что вы съехали с дороги. Именно за недружелюбное отношение к водителю чаще всего и ругали ЗИЛ 157, хорошо хоть печка в кабине работала отлично, даже в сильные морозы.

    Но все эти минусы с лихвой перекрываются одним огромным плюсом – проходимостью, и если на трассе этом покорителю бездорожья откровенно нечего делать, то на серьезном бездорожье «Утюг» с легкостью справляется с рельефом местности, невзирая на покрытие.

    Начав выпуск в 1958 году, ЗИЛ 157 продержался на конвейере до 1994 года, за это время было выпущенного без малого 800 тысяч различных модификаций «сто пятьдесят седьмого».

    То, что ЗИЛ 157 получился удачным, говорит тот факт, что 157-е до сих пор бегают по дорогам бывшего СССР в огромных количествах, трудясь на благо людей.
     
    YVH нравится это.
  2. Andrew

    Andrew Модератор Команда форума

    Сообщения:
    3.394
    Симпатии:
    470
    Пол:
    Мужской
    СергейВасильевич, да этого монстра в народе называли "колун". Гидроусилитель это жесть помню когда я сел за руль этого авто, был ошарашен, руль можно было крутить только при движении. Для разворота нужна своего рода привычка, точнее сноровка.

    Да в целом эта машинка хоть куда. Можно в клуб на танцы сгонять, видали какие дамочки на "Авито" пархают.
    image.jpg
     
  3. СергейВасильевич

    СергейВасильевич Известный

    Сообщения:
    9.364
    Симпатии:
    1.219
    Пол:
    Мужской
    да его ведь называли убийца водителей или как то так? И не только из-за тяжелющего руля, но там и педали, рычаги, все ужасно, о зато он едет вперед похлеще гусеничной техники.
     
  4. arzalino

    arzalino Новичок

    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    1
    Отлично потрудился на своём веку, ветеран! Помню, стояла воинская часть, солдаты строили железную дорогу. ЗИЛ-157 возил их по нашему бездорожью и если бы его не три моста, не проехать ему по нашим болотистым местам. Колея оставалась после него глубиной где-то больше полуметра. Вот вам и внедорожник.
     
    СергейВасильевич нравится это.
  5. Игорь_шкода

    Игорь_шкода Известный

    Сообщения:
    3.851
    Симпатии:
    638
    Пол:
    Мужской
    Интересно, что ЗиЛ-157 продолжал более 30 лет выпускаться несмотря на то, что в 1966 году на конвейер встал весьма удачный и более современный ЗиЛ-131. Очевидно, "долгожительство" объясняется какими-то мобилизационными планами, а не техническими достоинствами машины. По крайней мере, у меня других версий нет...
     
  6. СергейВасильевич

    СергейВасильевич Известный

    Сообщения:
    9.364
    Симпатии:
    1.219
    Пол:
    Мужской
    Игорь_шкода, может еще простота конструкции и неприхотливость?Им можно было деревья валить и ему ничего не было бы. Хотя по части вот таких свойств на это были способны все советские грузовики)
     
    Последнее редактирование: 27 апр 2015
  7. Mariya

    Mariya Известный

    Сообщения:
    7.895
    Симпатии:
    588
    Пол:
    Женский
    Мне повезло, и на этом монстре я не каталась. :D
    Игорь_шкода, их же поставляли на экспорт в страны содружества. И в основном их использовали таки в военных целях. Им нет равных в грузоподъёмности и проходимости.
    [​IMG] [​IMG]

    На Севере его называли "Краб". А вообще, народ его полюбил, раз давал имена. Его ещё называли: Захар, Бабай, Ступа, Крокодил...
     
  8. YVH

    YVH Известный

    Сообщения:
    1.553
    Симпатии:
    376
    Пол:
    Мужской
    Что мне непонятно в советском автомобилестроении – так это загадочный полет мысли конструкторов.
    Кто мешал вязть за основу тот же «Студебеккер», которых в годы Великой Отечественной в армии было полно, и на его базе создать аналогичный грузовик – внедорожник?
    Посмотрите на фото: этот автомобиль был разработан почти на 20 лет раньше, чем ЗИЛ-157, но выглядит современнее, согласитесь.

    [​IMG]
    И я о том же: зачем было изобретать велосипед, почему было не взять за основу гораздо более продуманную и удобную кабину "Студера"?
     
  9. СергейВасильевич

    СергейВасильевич Известный

    Сообщения:
    9.364
    Симпатии:
    1.219
    Пол:
    Мужской
    YVH, а мне больше нравятся округлые формы ЗИЛа, другой вопрос что эргономику внутри не продумали досконально. Ну та инженеры могли также поступить и с эргономикой "Студебекера", кто дал бы гарантию что там было бы все ОК?
     
  10. Игорь_шкода

    Игорь_шкода Известный

    Сообщения:
    3.851
    Симпатии:
    638
    Пол:
    Мужской
    Советские инженеры подошли к процессу копирования творчески. :)
    Если речь идет о кабине ЗиЛа, то она создавалась "по мотивам" International KR1. Вот:
    [​IMG]
    Зачем чисто утилитарному армейскому грузовику "обтекаемая" кабина столь сложной формы, для меня остается загадкой. Автомобильная мода здесь явно ни при чем...
     
  11. СергейВасильевич

    СергейВасильевич Известный

    Сообщения:
    9.364
    Симпатии:
    1.219
    Пол:
    Мужской
    Игорь_шкода, да это же точная копия. Хотя думаю можно найти еще не один схожий автомобиль? А вот какой из них был первоисточником не понятно.
     
  12. Mariya

    Mariya Известный

    Сообщения:
    7.895
    Симпатии:
    588
    Пол:
    Женский
    Это же армейский автомобиль, так может для маскировки? Ведь в природе нет углов и каких то резких перепадов. А вот именно обтекаемая форма в лесу менее заметна. Не только кабина закругленная, но и конструкция кузова такая де. Такой автомобиль легче замаскировать.

    Я думаю, что у них разные функции. На Вашей фотке трёхостный монстр, и скорей всего он для перевозок орудий, или чего то очень тяжёлого. А ЗиЛ больше для перевозки людей подходит. Я характеристики их не знаю, но подозреваю, что ЗиЛ более быстрый и управляемый.
     
  13. YVH

    YVH Известный

    Сообщения:
    1.553
    Симпатии:
    376
    Пол:
    Мужской
    Честно говоря, не вижу полной идентичности: в целом сохранен стиль – но это веяния автомобильной моды того времени, вероятно. Решетка радиатора совершенно другая, к примеру, и крылья.
    Любой автомобиль смотрится в лесу инородным телом, если он не похож на дерево :)
    А маскируют автомобили специальными маскировочными сетями, и тогла все равно, какая у него форма.
    Mariya, вы невнимательно смотрели на фотографии :) Оба грузовика – трехосные. И оба разрабатывались, в первую очередь, для военных целей. Кстати, непонятно, кто еще «монстр» - ЗиЛ-157 в два раза тяжелее :)
    А что «Студебеккер» быстрее и лучше управляется – даже и не сомневайтесь :)
     
  14. СергейВасильевич

    СергейВасильевич Известный

    Сообщения:
    9.364
    Симпатии:
    1.219
    Пол:
    Мужской
    ну именно поэтому я и написал про еще не один схожий автомобиль. Конечно, это веяния автомобильной моды того времени.
     
  15. YVH

    YVH Известный

    Сообщения:
    1.553
    Симпатии:
    376
    Пол:
    Мужской
    Читал я давече про дизельный двигатель танка Т-34. После знакомства с советскими авиационными двигателями я был уже немного морально готов, поэтому удивился не очень сильно. Четыре клапана на цилиндр, два распредвала верхнего расположения (DOHC), непосредственный впрыск топлива. Отличный двигатель даже по сегодняшним меркам, а в 80-е двигатели DOHC-компоновки ставили только в топовые конфигурации японских и немецких автомобилей.
    При этом в СССР такой двигатель был поставлен на конвейер в 1939 году. И выпускался массово – более 50 тысяч штук за 5 лет. Что еще важнее, он был настолько доведен конструктивно, что работал безотказно, как автомат Калашникова.
    Вопрос: так почему же на грузовиках СССР, даже военных, стояли гораздо более примитивные по конструкции и низкоэффективные двигатели? Двигатель ЗИЛ-157 по сравнению с мотором Т-34 это отсталая и архаичная конструкция.
    Почему дизельные двигатели вообще так слабо применялись? Ведь перевод всего народного хозяйства на дизель дал бы огромную экономию, возможно – миллиарды в год. Солярка при СССР стоила в разы дешевле бензина.
     
  16. Игорь_шкода

    Игорь_шкода Известный

    Сообщения:
    3.851
    Симпатии:
    638
    Пол:
    Мужской
    На самом деле преждевременное серийное производство дизеля В2 было большой ошибкой - мотор довели только после войны.
    Кстати, знаете почему американские "Шерманы" оснащали бензиновыми моторами? С дизелями шли лишь варианты для морской пехоты и поставляемые по ленд-лизу. Если с ленд-лизом все понятно (именно такие танки заказывали в СССР), то все остальное объяснялось... логистикой. На войне нет смысла использовать два разных вида топлива...
     
  17. YVH

    YVH Известный

    Сообщения:
    1.553
    Симпатии:
    376
    Пол:
    Мужской
    В-2 выпускался всю войну и достаточно успешно выполнял свои обязанности. По крайней мере, после авиационных двигателей, которые стояли в БТ, он был просто сказкой. С Т-34 ранних выпусков были проблемы, но не с двигателем.
    Не знаю, кто из историков придумал этот аргумент – но на войне используется множество видов топлива. К примеру, в баки самолетов заливается гораздо более качественный и дорогой высокооктановый бензин, чем в баки грузовиков.
    Двигатели британских истребителей работали на бензине с октановым числом 150. Они же, выпускаемые по лицензии, устанавливались на американские «Мустанги».
     
  18. Игорь_шкода

    Игорь_шкода Известный

    Сообщения:
    3.851
    Симпатии:
    638
    Пол:
    Мужской
    Среди множества модификаций ЗИЛ-157 были два уникальных седельных тягача - ЗИЛ-157КВ-1:
    1.jpg
    ...и ЗИЛ-157В:
    4.jpg
    Уникальность заключалась в том, что полуприцепы обеих тягачей были активными, т.е. имели ведущую ось. Привод оси первого тягача был механический (карданный вал), а второго - гидравлический. К сожалению, все ограничилось экспериментальной партией - активные прицепы были слишком ненадежными.
     
  19. Макс фон Штирлиц

    Макс фон Штирлиц Новичок

    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Во-первых, сопоставьте габариты танкового и автомобильного двигателя и представьте моторный отсек ЗИЛ-157 с двигателем В-2. Во-вторых отсутствие достаточных мощностей и стоимость производства (грузовиков для армии нужно намного больше чем танков, да и народному хозяйству они тоже не лишними были). В третьих Игорь_Шкода абсолютно прав...логистика, а еще точнее военная логистика. Помните концепцию "Малой кровью на чужой земле". Где для СССР была чужая земля? Правильно, в Европе. Логично было бы не тащить топливо туда, а захватывать на месте. А вот солярки в Европе маловато было, фактически только та, что из нефти, добываемой в Плоешты (ну не было больше там крупных месторождений нефти, а синтетически только бензин получался). Именно по этому в Гитлеровской германии вопрос проектирования танкового дизельного двигателя не рассматривался. Все европейские танки, САУ и прочая тяжелая техника времен ВМВ были бензиновыми. И в СССР, собственно, была начата разработка дизелей для тяжелой техники после того, как был решён вопрос прокладки мобильных трубопроводов (хотя они в течение ВОВ не использовались, но методика была отработана).
     
  20. Игорь_шкода

    Игорь_шкода Известный

    Сообщения:
    3.851
    Симпатии:
    638
    Пол:
    Мужской
    Не стоит высказываться столь столь категорично. Танковые дизеля в нацистской Германии были. Еще в 1938 году Daimler-Benz разработала дизель для Pz.III, в середине войны появился дизель для "Пантеры". Другое дело, что эти моторы серийно не выкупались.
    А вот серийный немецкий автомобиль периода войны, оснащенный дизельным двигателем:
    1.jpg
    Mercedes-Benz Type 4500A c 6-цилиндровым 7,2-литровым 122-сильным дизелем.
     

Поделись страничкой!