Военный тягач МАЗ-543

Тема в разделе "Грузовики и спецтехника", создана пользователем Механик 007, 18 янв 2015.

  1. Механик 007

    Механик 007 Активист

    Сообщения:
    309
    Симпатии:
    51
    Пол:
    Мужской
    МАЗ 543 "Ураган" – настоящая легенда ВС СССР. Первая машина сошла с конвейера Минского автомобильного завода (МАЗ) в 60-х годах. Именно этот завод и занимался разработкой четырехосной большегрузной техники.

    maz-543_Fotor.jpg

    В 1960 г. СССР начал испытания новейших ракетных комплексов «Темп». Минский автозавод получил задание разработать колесное шасси, которое будет способно на себе этот ракетный комплекс. Именно инженеры МАЗа, путем проведения экспериментов, установили, что под подобные установки больше годятся колесные шасси, нежели их гусеничные аналоги, использовавшиеся ранее.

    Новая модель позаимствовала все самое лучшее от предыдущего поколения тягачей (МАЗ 537): несущую раму и ось, а также кое-что из оборудования. Однако от своего «предка» новый МАЗ 543 существенно отличался техническими характеристиками: минские инженеры смогли совершить прорыв в производстве тягачей и значительно повысили многие показатели, такие как проходимость, скорость, динамика. По этой причине МАЗ 543 в народе был прозван «Ураганом».

    Voennyy-tyagach-MAZ-5431.JPG

    Признание МАЗ-543

    В 1962 г. собрали 6 первых опытных образцов тягача, которые с огромным успехом прошли все испытания. Далее их передали волгоградскому предприятию для установки на шасси ракетных установок. Так началась эпоха советских ракетных тягачей.

    Voennyy-tyagach-MAZ-5432.JPG

    Машина была одобрена правительством, и уже через 3 года производство МАЗ 543 было поставлено на конвейер. По прошествии еще одного года «Ураганы» официально поступили на вооружение ВС СССР.

    Устройство МАЗ 543 было эффективно и просто. На шасси ставились дизельные двигатели с 12-ю цилиндрами. Они оснащались прямым впрыском топлива, очистителем воздуха, масляным радиатором. Мощность таких движков равнялась 525 лошадиным силам, на сотню машина расходовала около 40 л топлива. Устанавливалась 4-ступенчатая КПП с тремя передними и одной задней передачей.

    Voennyy-tyagach-MAZ-5430.JPG
    Voennyy-tyagach-MAZ-5433.JPG
    В чем была уникальность МАЗ 543?

    В первую очередь стоит отметить совершенно новую для того времени конструкцию рамы и кабины. Они буквально стали лицом «Урагана». Кабина специально разрабатывалась под машину с ракетной установкой. Она занимала достаточно много места, а ракетный комплекс значительно увеличивал общую высоту машины.

    Voennyy-tyagach-MAZ-5436.JPG
    Voennyy-tyagach-MAZ-5435.JPG

    Здесь конструкторы столкнулись с проблемой: машина не могла проходить под мостами и линиями электропередач. По этой причине и пришлось разрабатывать, что-то совершенно новое, так автомобиль и получил 2 кабины.

    Каждая из них была двухместной и имела 2 двери. В левой находился водитель и командир ракетного комплекса, вторая часто просто отсутствовала. Между кабинами размещался нос ракеты, в дальнейших модификациях машины, там размещали разное оборудование и даже пусковой контейнер.

    Рама шасси – сварная конструкция из двух выгнутых стальных балок, скрепленных болтами в месте пересечения. Ходовая оснащалась независимой подвеской, первая и вторая колесные оси были управляемыми.

    Тормоза и рулевое управление были схожи с автомобилями-предшественниками. Находясь на пересеченной местности, автомобиль с полным боекомплектом разгонялся до 30 км/ч, на трассе – 60 км/ч.

    МАЗ 543 пережил три поколения – это были как военные, так и гражданские автомобили:

    1962 г. – МАЗ 543, МАЗ 543П;
    1963 г. – МАЗ 543А;
    1974 г. – МАЗ 543М;
    1980 г. – МАЗ 7410, Маз 543 Кунг.


    Это были основы для ракетных установок, пожарные машины, тягачи с полуприцепом, даже мобильные автомобили-столовые, оснащенные кухонным оборудованием и многие другие автомобили.

    Модификации МАЗ 543 собирались до конца 90-х годов, сейчас сняты с производства.
     
    palantir нравится это.
  2. Игорь_шкода

    Игорь_шкода Известный

    Сообщения:
    3.851
    Симпатии:
    638
    Пол:
    Мужской
    На самом деле, различные модификации МАЗ 543 продолжают выпускаться в довольно больших количествах. Правда, речь идет не об оригинальном вездеходе, а его китайской не лицензионной копии:
    [​IMG]
    Шасси WS2400 создано еще в конце 80-х годах прошлого века. Интересно, тираж "китайского МАЗ" уже превышает тираж советского?
     
  3. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    4.285
    Симпатии:
    733
    Пол:
    Мужской
    Этот полноприводный аппарат был полностью оснащён российскими агрегатами и узлами. Фактически, это бронепоезд являлся крайним достижением Советского военно-автомобильного комплекса. Строгая контрольно-приказная система проектирования и сборки, довела конструкцию аппарата до степени мирового масштаба.

    Изначально автомобиль планировался только под ракеты, но в последствии на базе грузовика были разработаны новые боевые системы и широкий спектр вспомогательных средств.
     
  4. palantir

    palantir Новичок

    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Спасибо за обзор)Очень было интересно
     
  5. Игорь_шкода

    Игорь_шкода Известный

    Сообщения:
    3.851
    Симпатии:
    638
    Пол:
    Мужской
    На самом деле, МАЗ 543 относился ко второму поколению советских ракетных тягачей. Первые "взрослые" ракеты таскали АТ-Т (артиллерийские тягачи тяжелые), разработанные в в 1950 году:
    5.jpg
     

Поделись страничкой!