Сажевый фильтр на дизеле — что это? Можно ли его удалить без последствий

Тема в разделе "Ремонт автомобиля", создана пользователем sportcar, 9 мар 2019.

  1. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    Для чего нужен сажевый фильтр на дизеле — что это за фильтрующий элемент, какие функции выполняет и возможно ли его удаление без последствий? Вопрос действительно интересный, особенно учитывая то обстоятельство, что многие автолюбители даже не подозревают о его наличии на борту своей машины. Ну что же, настало время прояснить ситуацию для несведущих и далее в теме, мы разберёмся с такими вопросами:
    • Что такое сажевый фильтр на дизельном автомобиле и как он работает.
    • Как узнать, когда сажевый фильтрующий элемент засорился.
    • Как собственноручно чистить сажевый фильтр.
    • Как подвергать замене сажевый фильтр.
    • Удаление сажевого фильтра — минусы и плюсы.

    Что такое сажевый фильтр на дизеле


    4-1.jpg

    Для чего нужен сажевый фильтр на дизеле? Экологическая безопасность — вот что стоит во главе угла у нынешних автопроизводителей. Это обстоятельство, обязало автомобильных промышленников устанавливать на транспортные средства сажевый фильтр (далее СФ). Когда ввели нормы EURO 4, установка обсуждаемого в теме приспособления стала обязательной для грузовых машин, однако, когда настал черёд EURO 5, сажевый фильтр должен был стать обязательным атрибутом любого транспортного средства, оборудованного дизельным силовым агрегатом. Начиная с 2004 года, все автомобили, производимые в ЕС должны быть оборудованы сажевым фильтром.

    Установкой сажевого фильтра, разработчики решают проблему сокращения выброса в атмосферу вредных веществ, но в то же время данное устройство вносит некоторые конструктивные усложнения в одну из систем, обслуживающих силовой агрегат. Как бы там ни было, сажевый фильтрующий элемент позволяет снизить выброс сажевых компонентов в атмосферу на 80-100 процентов.

    Как устроен сажевый фильтр


    На данный момент, разработчики предлагают несколько разновидностей сажевого фильтра: DPF, FAP и RPF. Они несколько отличаются по принципу действия. Так, к эксплуатации FAP и RPF должны прилагаться спецприсадки для топлива, связывающие твёрдые частицы. Естественно, это усложняет конструкцию и повышает стоимость её эксплуатации. Нужна ёмкость, в которой будет находиться присадка и кроме того, её нужно будет постоянно добавлять. А вот устройство типа DPF лишено такого недостатка — присадки таким фильтрам не нужны.

    Если говорить о принципиальном устройстве СФ, то оно следующее:
    • электронный блок управления;
    • температурный датчик и датчик давления;
    • блок катализатора;
    • сам металлокерамический фильтр.
    Как правило, каталитический нейтрализатор и СФ имеют сообщающиеся корпуса, а на некоторых моделях применяются фильтры с каталитической оболочкой. Это исключает потребность в отдельном блоке катализатора.

    Как работает сажевый фильтр


    Покидая камеры сгорания, отработанные газы попадают в выхлопную систему, а далее проходят сквозь ячеистый катализатор и проникают в сажевый элемент. В корпусе этого фильтра дислоцируется керамическая фильтрующая структура с большим количеством глухих каналов. Именно на их стенках и фиксируются сажа, а другие, оставляющие выхлопа успешно продолжают свой ход по каналам системы выпуска, проходя сквозь фильтрующий материал по принципу диффузии.


    Где находится сажевый фильтр


    Многим наверняка интересен вопрос — а где стоит сажевый фильтр? Само предназначение сажевого фильтра обусловило его местонахождение в конструкции авто — между глушителем и катализатором. В некоторых ситуациях, СФ может быть выполнен заодно с катализатором и находиться сразу за выпускным коллектором. В этом месте образуется максимальный температурный режим выхлопа, а специфика сажевого фильтра позволяет ему находиться именно там.

    Что такое сажевый фильтр мы разобрались, а вот как выглядит сажевый фильтр:

    spb-glushac.ru_remont_sazhevogo_filtra01.jpg sagafiltr-1.jpg surowsze-sankcje-za-usuniecie-filtra-dpf-poslowie-zdecyduja.jpg sazhevyy-filtr.jpg
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2019
  2. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской

    Сажевый фильтр на дизеле — удаление, чистка или замена


    Загрязнение СФ, обстоятельство неизбежное и признаки забитого сажевого фильтра дизеля, подскажут нам, когда ему, что называется время подошло. Однако здесь может быть несколько вариантов развития событий: его можно почистить, можно поменять, а есть вариант и вовсе удалить его из конструкции авто. Разберём, что и в каких случаях делается.

    Забит сажевый фильтр симптомы

    markirovka-avtostekl2-33.jpg

    Повышение топливного расхода

    Это становится заметным, когда СФ забился под завязку. При таком его состоянии система предпринимает попытки регенерационного прожига накопившейся в нём сажи. Чтобы активировать данный процесс в автоматическом режиме, фильтр нужно прогреть до высокой температуры, которая и обеспечит выгорание сажи посредством кислородного окисления. Именно эта миссия и возложена на электронику.

    Электронная система контроля выдаёт ошибки

    Если СФ доведён до такого состояния, что ему даже регенерационные процессы ничем помочь не могут, то это сразу же станет определяться контролирующей системой. Вас будут донимать соответствующие сообщения, отображаемые на приборной панели.

    Силовой агрегат не демонстрирует свой полный тяговый потенциал

    Предельное загрязнение сажевого фильтрующего элемента, будет препятствовать нормальному проходу отработавших газов по системе выпуска. Как следствие, работа мотора станет сопровождаться провалами, мощность снизится, а о стабильности функционирования придётся на время забыть. На падение мощности может повлиять и сама электроника, которая вынуждена ограничить количество выхлопных газов, проходящих через вышедший из строя элемент. Соответственно, ждать от дизеля былой прыти не приходится.

    А также не заставят себя долго ждать и нестабильные холостые обороты, и появление вырывающегося из выхлопной трубы устрашающего дыма. Во время работы двигателя, может проявить себя и постороннее шумовое сопровождение в виде шипения, и нельзя будет не заметить самопроизвольное повышение уровня моторного масла.

    Без сомнений, вопрос, как проверить сажевый фильтр — вполне удобно решаемый и с ним должен разобраться практически любой автолюбитель. Ну а дальше, возьмёмся за решение проблемы и начнём мы с менее радикальных методов — чистки и замены СФ.

    Как очистить сажевый фильтр на дизеле самому


    Как прочистить сажевый фильтр на дизеле собственными руками, вопрос актуальный, ведь на СТО с вас за такой манёвр нещадно снимут далеко не карманную сумму. Сразу скажу, способов промывки есть несколько и каждому обладателю дизельного автомобиля подойдёт что-то своё. Основное разделение идёт на два вида очистительных процедур: со снятием устройства и промывка непосредственно на автомобиле.

    Однако перед началом очистительных манипуляций важно знать и соблюсти такое правило: пользуйтесь только специально предназначенными для подобных мероприятий средствами, иначе вы не поможете фильтрующему элементу, а выведите его из строя окончательно и безвозвратно.

    Чистка без снятия

    2dwb6f9-54.jpg

    Здесь мы будем заниматься промывкой СФ без изъятия его с авто. Вся хитрость заключается в том, что в СФ интегрированы датчик давления и/или температурный датчик, и если их выкрутить, то появляется комфортабельная возможность промывки сажевого фильтра без снятия посредством освобождённых отверстий.

    При выполнении подобных манипуляций существует возможность возгорания моющего состава, а поэтому применять для подобных процедур нефтепродукты не рекомендуется. В вашем распоряжении должны быть водно-щелочные растворы, работающие в паре с жидкостью для смыва. Последняя призвана расправляться с вредоносной щёлочью после того, как та сделает своё дело.

    1385221270_dpf_flush_all_black_new_small-1024x742.jpg

    Моющая жидкость подаётся в СФ посредством специально предназначенного для подобных манипуляций пистолета. Возможно, применение зонда прямой либо изогнутой формы, для которого разработчики предусмотрели насадку-распылитель. Все приведённые средства позволяют заниматься чисткой СФ практически на любом дизельном авто, который им оборудован.

    Чистка со снятием

    dpf_cleaner_03.jpg

    А вот такая разновидность очистительных процедур займёт у вас примерно восемь часов. Сначала СФ полностью снимается с автомобиля, а затем его корпус по максимуму заполняется специальным промывочным средством. Эти препараты вы легко найдёте практически в любой точке по продаже автоаксессуаров, а конкретно, внимание стоит сосредоточить на таких брендах: Liqui Moly, Luffe, а также PRO-TEC, именно они занимают на рынке лидирующие позиции.
     
  3. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской

    Замена сажевого фильтра на дизеле


    Перед тем как приступить к самому радикальному методу решения проблемы, то есть, полному удалению СФ, стоит рассмотреть нюансы его замены, к которой? впрочем, из российских автовладельцев мало кто прибегает.

    markirovka-avtostekl2-39.jpg

    Начнём с того, что срок службы сажевого фильтра на дизеле дотягивает приблизительно до 120 тыс. км. И вот настал тот час, когда изделие нужно подвергать замене. Несведущий автолюбитель начинает интересоваться деталями — сажевый фильтр на дизеле, цена вопроса? И недолго размышляя над полученными подробностями, впадает в состояние прострации. Почему? В зависимости от модели машины, дизельный сажевый фильтр может иметь ценник от 200 до 2,5 тыс. американских долларов и даже дороже! Для расходника это просто колоссальная сумма!

    Если кто задаётся проблемой, как снять сажевый фильтр самостоятельно, то спешу обрадовать — это несложно. Однако когда вы решите воспользоваться услугами СТО, то смело прибавляйте к цене самого СФ ещё минимум 2000 р. за услуги по замене. Кстати сказать, если вы вдруг захотите доверить профессионалам чистку устройства, то это обойдётся ещё дороже — от 4000 р.

    Как удалить сажевый фильтр самому


    И наконец, мы подошли к самому смелому манёвру: сажевый фильтр на дизеле — удаление! Но для начала стоит разобраться более подробно, зачем удалять сажевый фильтр вообще? Для этого нужно скрупулёзно изучить все плюсы и минусы данного мероприятия, которые я и приведу вам ниже, а уж стоит ли шкурка выделки, решать только вам.

    Минусы удаления сажевого фильтра


    1. Если вы эксплуатируете свой автомобиль в стране, где принято обязательное соблюдение жёстких экологических стандартов, то у вас, без сомнений, возникнут проблемы. Захотите пересечь границу с ЕС и нарвётесь на проверку погранслужб на предмет соответствия вашего авто ЕВРО 5 — смело возвращайтесь и осуществите установку СФ, в Европу вас точно не пустят.

    2. При отсутствующем СФ техосмотр пройти реально, однако, экологически бережливым человеком вас уже назвать не получится.

    Плюсы удаления сажевого фильтра


    1. Вам не придётся задумываться о замене СФ в будущем, менять будет просто нечего.

    2. Облегчится прохождение выхлопных газов через систему выпуска, что несомненно, скажется на повышении эффективности работы мотора.

    3. Снижение топливного расхода и терпимость к некачественному ДТ.

    4. Не нужно применять специальные дорогие моторные масла.

    5. Не будет вспышек чёрного и сизого дыма по причине отсутствия регенерации СФ.

    6. Полное удаление сажевого фильтра обойдётся вам значительно дешевле, нежели установка нового СФ взамен вышедшего из строя старого.

    Удаляем СФ собственноручно

    markirovka-avtostekl2-54.jpg

    А вот делать это своими руками как раз категорически не рекомендуется, если вы, конечно, не специалист высочайшей квалификации. Дело в том, что физически вырезать СФ и вварить на его место простой кусок трубы, сможет практически любой мастер. Однако это не имеет смысла, если сажевый фильтр не удалить перед этим программно и именно данное обстоятельство, станет камнем преткновения для несведущего автовладельца. Вмешательство в бортовой компьютер является первостепенным, а удаление элемента физически — всего лишь вспомогательное действо. Решились на СТО? Готовьте от 6000 р. за программное удаление и от 2000 р. за фактическое.

    Заключение

    Плюсы и минусы удаления сажевого фильтра на дизеле недвусмысленно дают понять, что автовладельцу, не планирующему эксплуатацию своей машины на территории развитых стран со строгими экологическими требованиями — он попросту не нужен. Удалить его будет намного выгодней, чем содержать, поэтому к процедуре можно приступать смело, только вот делать это нужно исключительно профессионально и не рассчитывать на «умения» гаражных кулибиных.
     
  4. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    Пассивная регенерация.

    Такой вариант очистки может осуществить сам автовладелец, а о её надобности его оповестит соответствующий индикатор. Кроме того, этот процесс нужно пускать в ход, если понизилась динамика либо мощность силового агрегата.

    Для воплощения процедуры в реальность, гоняем автомобиль на полной нагрузке 30-40 км. Таким образом будет максимально повышена температура отработавших газов, что и позволит сажевым отложениям выгореть полностью.
     
  5. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    Активная регенерация.

    Данная миссия возложена на электронный блок управления. Электроника принимает информацию от датчиков и понимает, что сажевому фильтрующему элементу неплохо бы и освежиться. Температурный датчик даёт данные о температуре и если её не хватает для эффективной очистки, то может дополнительно впрыскиваться дизтопливо по ходу выпуска отработавших газов. Всё это призвано обеспечить полное выгорание сажи из СФ и предельная температура в этом процессе критически важна.
     
  6. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    Причины, по которым СФ выходит из строя, также нужно знать каждому автолюбителю, в распоряжении которого "экологически чистый дизель"!

    1. Далёкое от европейских реалий отечественное топливо. Придумки разработчиков из развитых стран, довольно часто не мирятся с теми или иными компонентами, производимыми в большом количестве в странах СНГ. Особенно это касается низкосортного ДТ, из-за которого срок службы СФ неумолимо сокращается.

    2. Суровые российские дороги. Кто бы мог подумать, однако, даже эта специфика стран СНГ может убить сажевый фильтр. Скверное дорожное покрытие, по которому дизельный автомобиль движется на повышенных скоростных режимах оказывается приводит к такому уровню вибраций, который может механически разрушить керамическую составляющую сажевого фильтрующего элемента. Так что ездить придётся аккуратней и по цивилизованным дорогам!

    3. Несоблюдение правил эксплуатации сажевого фильтра предписанных производителем.

    4. Отсутствие периодического технического обслуживания.

    5. Сбой в работе датчиков температуры отработавших газов.

    6. Неправильная работа клапана рециркуляции выхлопных газов.

    7. Выход из строя контроллера уровня загрязнения.

    Датчики контролируются специальной программой, установленной на бортовом компьютере, поэтому он может выдавать ошибки даже при абсолютно рабочем СФ.

    Это очень и очень важно — гаражные «Кулибины» те, которые возьмутся колдовать над высокими технологиями за символическую плату, нанесут вам непоправимый урон. Для каждой модели машины, оборудованной сажевым фильтром производителями разработано индивидуальное программное обеспечение. Некорректная атака на бортовой компьютер с помощью софта, скачанного со Всемирной паутины, может привести к большим финансовым потерям при восстановлении работоспособности электроники.
     
    Последнее редактирование модератором: 10 мар 2019

Поделись страничкой!