Плавное включение ближнего света фар, установка своими руками

Тема в разделе "Тюнинг", создана пользователем sportcar, 26 мар 2017.

  1. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    Плавное включение ближнего света фар своими руками? А какая в нём необходимость? Зачем его вообще устанавливают и какие преимущества оно даёт, разберёмся далее.

    Плавное включение и выключение ближнего света фар

    Чтобы понять нужно ли вам устанавливать подобную систему вообще, стоит узнать что она в последствии будет давать своему обладателю.

    А плюсы у неё такие:

    1. Чисто эстетическая сторона дела.
    2. Продление срока службы ламп галогенных.

    На втором пункте следует остановиться поподробней. Дело в том, что когда лампа включается после долгого простоя, проще говоря она холодная, сопротивление её нити накаливания в 12-13 раз меньше рабочего, а электрический ток получается во столько же раз больше. Что из этого следует, учитывая что в подавляющем числе случаев лампы горят при включении? А то, что хорошо бы было повышать сопротивление току плавно: разогрев, а затем полная нагрузка. Такая методика на самом деле новизной не является и уже давненько используется в бытовых светильниках. Почему бы не применить её и на автомобилях?

    Замедленное включение/выключение можно на самом деле использовать где угодно, но главным образом это применимо для «противотуманок» и фар ближнего света.

    Схема плавного включения ближнего света фар


    Не будем мудрствовать лукаво и рассмотрим самую простую схему. В этом случае в разрыв цепи питания ставятся резистор и реле. Обмотка реле плавного включения ближнего света фар запитывается параллельно лампе.

    shema1.jpg

    Как это функционирует?

    После задействования фар, они активируются тускло, примерно как габариты, и приблизительно через 0,5 сек они заработают в полную силу. Подобная методика включения и выключения в значительной степени продлит жизнь лампам. Особенно это касается «перекалок».

    Какие детали потребуются?

    1. Реле для каждой лампы. Можно использовать любые 12-вольтовые на ток свыше 5А.

    2. Резистор (0,1-0,5 Ом). Эта деталь подбирается в индивидуальном порядке, специально под реле. Оно должно будет срабатывать при предельно высоком показателе сопротивления. Резистор нужен мощный, керамический, приблизительно 5 Ватт.

    Где размещать?

    Пару реле можно примостить где только заблагорассудится. К примеру внутри блока предохранителей или возле фар.

    Плавное включение ближнего света фар ШИМ


    Ниже приведена рабочая схема и список компонентов из которых она состоит:

    lowbeam_schematic.png 2017-03-26_041247.jpg

    В качестве микроконтроллера плавного включения ближнего света фар — Attiny 13A.

    Алгоритм работы системы с приведённой схемой

    В том случае если зажигание было деактивировано, при первом включении фар будет происходить медленный разогрев:

    1. В течении трёх секунд плавно нарастает коэффициент заполнения ШИМ. Доходит до уровня 30-ти %.

    2. Две секунды процесс стоит на месте, лампы в это время плавно набирают температуру.

    3. Далее, три секунды возрастает до значения 80% и уровень освещения уже становится приемлемым.

    4. Концовочка — за четыре секунды достигается 100%-ый уровень освещения.

    При выключении фар, коэффициент заполнения ШИМ сразу же падает до отметки 50%, это даёт конденсатору возможность зарядиться. Это значение держится 0,5 сек, а затем за такой же промежуток времени плавно падает до нулевой отметки.

    В условии что зажигание было постоянно включено, при повторном включении фар будет происходить быстрый разогрев. 0,5 сек и уровень уже равен 80%, ещё секунда и в вашем распоряжении на 100% задействованные фары.

    Что будет если в момент быстрого нагрева фары были деактивированы? Если уровень более 50% или равен этому значению, то происходит переход к стадии удержания. Если уровень находится под отметкой 50%, то переход на удерживающую фазу будет в месте спадающей части, соответствующей уровню на данный момент. Проще говоря, будет иметь место плавное затухание света без полусекундной задержки.

    В том случае, если во время удерживающей фазы фары были снова задействованы, будет происходить переход к стадии быстрого разогрева, на участок графика, с соответствующим текущему коэффициенту уровню заполнения ШИМ.

    Алгоритм действий программы микроконтроллера

    Микроконтроллер реализует конечный автомат, пребывающий в одном из приведённых ниже состояний:

    1. Удержание и гашение света после деактивации фар.
    2. Лампочка задействована на 100%.
    3. Ускоренный разогрев.
    4. Фары уже работали, ожидание их повторного включения.
    5. Плавный разогрев.
    6. Зажигание было отключено, ожидание включения фар.

    Какие требования предъявлялись к схеме?

    1. Когда зажигание не активно, должно быть потребление как можно меньшего значения тока.

    2. Обеспечение плавного нагрева нитей лампочек при первом включении фар. По времени это примерно 10-12 сек.

    3. При не выключающемся зажигании, после повторного включения фар ближнего света, ускоренная реакция на достижение 100%-го светового эффекта.

    4. При работающем зажигании и выключении фар в течении 0,5 сек, должен удерживаться 50%-ый уровень.

    В заключении

    Думается всем уже стало понятно, что для таких технических манёвров нужно быть с электроникой на ты! В ином случае, вы рискуете потратить своё время так и не достигнув желаемого, а в особо «замечательных» ситуациях, можно даже навредить автомобилю.
     
  2. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    По сути, для решения этой проблемы понадобится снижать мощность, которая будет при запуске рассеиваться. Что для этого потребуется? Сократить силу тока в этой электрической цепи. Решений этой проблемы существует несколько и первое такое:

    1. Достаточно не слабый полевой транзистор, имеющий на затворе конденсатор. Изначально транзистор пропускает небольшое количество электротока. При этом, из-за постепенной зарядки конденсатора у него открывается затвор. Когда конденсатор уже заряжен по-полной, мощность целиком перетекает на лампочку, а это в свою очередь позволяет работать в обход реле. Есть и недостаток такой схемы: возникает надобность в отводе большого количества теплоэнергетики.
     
  3. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    2. Подобно упомянутому выше, работает схема реле и NTS-термистора. Если говорить о машине, лучше применить термистор 2-5 Ом. К лампе он подключается последовательно. При этом, он часть мощности будет рассеивать. Термистор будет последовательно понижать сопротивление, постепенно нагреваясь. Мощность на лампе возрастает, когда эта степень достигает определённого уровня, реле подсоединённое с лампой параллельно отключает термистор цепи и при этом, лампа обеспечивается максимальным уровнем напряжения.
     
  4. sportcar

    sportcar Известный

    Сообщения:
    5.032
    Симпатии:
    809
    Пол:
    Мужской
    3. Широтно-импульсная модуляция. При этой методике ток не ограничивается, что снижает рассеиваемую мощность. Что это будет давать? Понижается надобность в охлаждении. В этой схеме имеет место быть полевой транзистор. Посредством него напряжение на лампу поставляется не на постоянной основе, а с импульсами продолжительностью несколько микросекунд. Это обеспечивает равномерное нагревание спирали. Собственно такое обстоятельство и обуславливает плавное задействование фар.
     
  5. Mariya

    Mariya Известный

    Сообщения:
    8.351
    Симпатии:
    615
    Пол:
    Женский
    Мне всегда почему то казалось, что плавное включение лампы - это признак неисправности. Конечно неприятно, когда свет включается слишком резко, но по крайней мере понятно, что всё работает чётко.
    Но с точки зрения экономии ресурса - наверное Вы правы. Это получается своеобразный щадящий режим, и при такой схеме лампы прослужат несколько дольше.
     

Поделись страничкой!